правила справедливости
Терпеть зло, которому можно помешать, значит согласится, чтобы зло свершилось.П. Гольбах |
Мир человеческих обществ далек от совершенства. Но путь последовательного приближения к совершенству человеческого общества – возможен. Для этого нужно совсем немного – перейти к иной форме власти: от человекоядной – к человеколюбивой. Такой переход труден только для таких народов и обществ, власть которых изначально построена на всякого рода человеческой продажности. Соответственно: власть, построенная на человеческой непродажности, и есть - человеколюбивая, поскольку изначально отвергает рабство.
Для достижения поставленной цели следует выбирать и средства – с такими же качествами.
Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла.Т. Джефферсон |
Общественные законы и правила – это законы и правила для всех лиц, состоящих в общении между собой. Большое количество разных законов, актов, правил, инструкций и поправок к ним, создают искусственную почву для их непонимания, неисполнения и неправильного действия. Уменьшение количества законов, до их всеобщей основы – десяти заповедей, позволит всему обществу, начиная с самого раннего возраста, определять законность своих и чужих действий. Это значит, что определение: «незнание закона не освобождает от ответственности» - станет вполне бессмысленным, для всех членов общества, т.к. таких людей – не будет.
Законы бывают двух родов: одни обладают абсолютной всеобщностью, другие – нелепы и обязаны своим существованием только ослеплению или стечению обстоятельств.Д. Дидро |
Правила общественного поведения еще проще: добрые мысли, добрые слова и добрые поступки. Многоприменяемость, т.е. универсальность простых общественных законов и правил, требует такой же простоты и от исполнителей власти:
Кто для других законы составляет, пусть те законы первым соблюдает.Д. Чосер |
Представители общественного закона, т.е. «начальники» всех уровней – от главы страны до главы семьи, должны быть примерами для остального общества и, соответственно, первыми должны выполнять общие правила и закон. Но поскольку требования к представителям власти всегда выше, чем к обычным людям, то к ним и только к ним, должно быть применено обязательное требование, быть благородными, т.е. бескорыстными.
Бескорыстие – одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую.М. Сервантес |
Практическое бескорыстие возможно контролировать только при отсутствии разного рода - тайн. Честным людям нечего прятать, как и честному обществу, состоящему из таких людей. Поэтому, избавление от наиболее опасных для жизни людей «общественных» тайн – «государственной», «военной» и «коммерческой», необходимое условие для жизни в «открытом обществе». Т.е. в обществе – открытом для честной, простой и ясной жизни. Практическое бескорыстие достигается очень простым условием: доход начальствующего лица равен доходу его подчиненного – самого низкооплачиваемого. Что, в конечном итоге, приведет к тому, что работники делающие одно дело – будут одинаково обеспечены и смогут сами решать внутренние вопросы старшинства, мастерства и обновления, что позволит избежать несправедливости в их общем деле – труде.
Если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок.Мо-Цзы |
Но настоящее самоуправление не свободно - без возможности самостоятельно определять правила местного общественного поведения и без возможности определять правила местного владения собственностью.
Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы, той свободы, которая выше всех благ и которая, не будучи равной для всех, не есть свобода.Цицерон |
Разумеется, что наделять равной общественной верховной властью и свободой всех местных жителей – не стоит. Равенство человека-скота и человека-благородного – унижает правителей, допустивших такое равенство, и несправедливо, по отношению к бескорыстному человеку. Людей следует различать: на хороших и обыкновенных; и на человекообразных нелюдей: скотов и зверей:
Государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных.Антисфен из Афин |
Местное самодержавие, т.е. самоуправление, нацеленное на улучшение жизни каждого обычного человека, должно владеть той частью общей собственности, которая расположена на занимаемой им земле и, соответственно, полноправно распоряжаться ей. Для этого необходимо выполнить обещания 1917 года: земля – крестьянам, заводы и фабрики – рабочим. Без такого владения – нет независимости от указов различных «правителей».
Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребит во зло.Г. Сковорода |
Обязательным условием общественного согласия является местная система взаимоподдержки, т.е. то, что сейчас называется - социальной защитой. Если нижний уровень жизнеобеспечения любого местного жителя, не зависимо от возраста, пола и здоровья, будет равен нормальному прожиточному минимуму данной территории, то необходимость в любых льготах - отпадет сама по себе, т.к. платежеспособность будет и у грудных младенцев. Это же условие позволит: уничтожить нищету; освободить от общего дела неспособных к нему работников, без роковых для них последствий; установить любую продолжительность рабочего времени, необходимого для дела, имея в виду цель – сокращение 8-и часового рабочего дня до 7, 6, 5 и 4-х часов последовательно; и многое другое.
Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях – значит быть несправедливым.Ж. Лабрюйер |
Разумеется, что вышеописанная власть человеческой доброты и человечной справедливости – не придет к людям сама по себе. Власть и могущество придется отбирать – у недостойных, и передавать - лучшим.
Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим.Джами |
Возможность – быть лучшими, необходимо давать тем, у кого это получится естественно – молодежи:
Молодость с ее благородным энтузиазмом, с ее смутными стремлениями к чистому, справедливому, к общественной правде есть одна из величайших сил прогресса.Н.В. Шелгунов |
Конечно двадцатилетний начальник – яр (т.е. - чист), но – не опытен, и нуждается в честном и правильном советнике. Но окончательное решение должен принимать только один – молодой, неся ответ за принятые решения – сам. Всякое самодержавие основано на ответственности одного, лучшего, – перед всеми остальными, нормальными и не очень.
Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.К.С. Станиславский |
Такая форма общественной жизни сможет решить все те задачи, которые не имеют решения в других общественных устройствах: отсутствие рабства, нищеты, безработицы и перенаселения городов, отсутствие засилья транспортом, сохранение здоровой окружающей среды, отсутствие продажности, организованной преступности, создание бескризисной экономики, безрекламного радио и телевидения, преодоление религиозной и расовой нетерпимости и многих других недостатков окружающей жизни. Т.е. – победить человеческое зло, потому что:
Всякая злость происходит от бессилия.Ж.-Ж. Руссо |
Когда каждый человек силен на своем месте, на своей земле и среди друзей – ему все по плечу.
Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением, не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними.Ш. Монтескье |
Получить такое Народоцарствие, так же легко, как и избавиться от власти продажности:
Доброе так же легко превращается в злое, как и злое – в доброе.Я. Беме |
Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно.Г. Лессинг |
Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении – вот моя цель.Ф.Петрарка |