Две стороны православного нательного креста.
В православии нательными или тельными крестами называются кресты небольшого размера, не предназначенные для ношения поверх одежды. Именно этим они отличаются от нагрудных (славян. наперсных) крестов, например от крестов священнослужителей. Соответственно и свобода в изображениях, размещённых на тельных крестах, весьма разнообразна. Тем более, что каких-то законодательных или канонических ограничений по этому поводу не существует. Т.е. изготовить нательный крест может любой желающий, а чем он будет при этом руководствоваться – одному Богу известно. Тем не мение, определённые формы изображаются чаще других.
Что нужно об этом знать?
1) В православии на лицевой (передней, официальной, фронтальной, фасадной) стороне изображаются только узнаваемые знаки, лица и фигуры. Все они должны передавать принадлежность креста к Русскому Православию, а не вообще: к любой Христианской церкви.
Для этого используются два, наиболее часто встречающихся, варианта.
Первый: изображение самого Иисуса Христа. Второй: только изображение Его креста.

Изображение на крестах «Христа живого», встречается с 7 века по наше время и сопровождается соответствующими надписями.

В 9-10 веках, в Греции, встречается изображенное только «Лицо Христа». В современной России такие кресты тоже встречаются. И даже в качестве Патриаршего наградного креста (наперсного).

Появление крестов с изображением «Распятого Христа» можно отнести к 11 веку. И в нательных крестах Русского православия «распятие» изменялось – от лёгкого поворота головы Христа в правую сторону, до касания головой правого плеча.

Это напоминание о двух настоящих разбойниках распятых рядом с Христом, слева и справа от него. Один из них поверил Христу, а другой – нет.

Изображение на скале, вырезанное египетскими коптами, хорошо показывает разницу в повороте голов всех казнимых. Закоренелый разбойник отвернулся от Христа, а благоразумный (правильный) – повернул голову к Христу и, повернув голову вправо, Христос с ним говорил. Здесь же видно, что крест Христа – выше соседних крестов.

Поэтому поворот головы распятого в левую сторону, говорит о том, что перед нами крест – разбойничий. Во всяком случае – в русском православии.

Ещё одно из внешних различий между Восточной и Западной церквями основывается на числе гвоздей. Н.В. Покровский пишет об этом так: "Во всех памятниках византийских I.Христос распят четырьмя гвоздями, по одному в каждой руке и ноге. В древнейших памятниках запада - то же. Но, начиная с XII в., на западе является обычай полагать ноги I.X. одну на другую и пригвождать их одним гвоздем. Русские люди познакомились с ним еще в XV в. ... Однако не только в XV в., но даже и в XVI - XVII в. это распятие не было принято в русской церковной иконографии..."[1].

Но, не смотря на давний раскол, в современной католической Европе можно встретить кресты с изображением распятия – по образцу начальной Единой Христианской церкви. Такое изображение продолжает удерживаться всем русским православием.

Кроме распятия, на лицевой стороне тельного креста, могут быть и изображения самого креста Христова, без распятия. При изображении 4-х конечного креста требуется русское буквенное сопровождение, указывающее что это (не чей-то неизвестный, а) крест Христа. При изображении 6-и или 8-и конечных крестов со скошенной нижней перекладиной – дополнительные надписи и глава Адама, не требуются вообще. Т.к. кресты, именно такого вида, венчают многие главы – только Русских православных церквей и не имеют каких-то дополнений. Всё понятно и так.

При излишнем украшении, крест становится просто знаком на женском резном медальоне. Мысль, что крест прорастает терниями, может прийти в голову только «боящемуся русского креста». А спящего небесного Христа, заключенного в терновом кресте, не разбудить. Конечно, бывают и душевнобольные художники, но им нужно лечиться. Об этих крестах можно сказать короче: крест спрятанный; крест устрашающий; крест бесполезный и крест слабоумный (или авангардистов?).

Выводы: нательный крест должен иметь общую форму креста. Лицевая сторона креста должна ясно говорить о принадлежности к русскому православию.
Оборотная сторона креста, которая прилегает к телу – является личной. И, по выбору христианина, может нести изображение того святого человека или ангела, кого он считает своим покровителем и защитником.
Это и Богородица, и Николай Чудотворец, и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, и Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья, и Архангел Михаил, и многие, многие другие образы.
Апостол Павел сказал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа[2]…» Под этими словами мог бы подписаться и Николай Чудотворец, и Святой князь Даниил, и Святой Георгий. Поэтому не стоит называть, немного изменённые кресты – образками. Крест всегда крест, а в Христианстве – только Христа. Другие образа на лице креста – неуместны.

[1] Н.В. Покровский "Евангелие в памятниках иконографии", С.П-б.,1892, С. 359.
[2]Послание к Галатамсвятого апостола Павла,6 глава, Библия.