При рассмотрении многочисленных и замечательно красивых крестов, украшающих главы русских церквей, приходит понимание, что истоки для создания столь необычных форм находятся не в прямом (каноническом) церковном предании о форме креста, а в словах молитв и проповедей, которые рассказывают о нем. Возьмем несколько примеров из книги, в которой собраны наиболее известные молитвы, проповеди исторические сведения и рассказы о кресте[1]. «Крест – оружие против врагов, скипетр царствия, венец красоты, твердыня веры, путеводитель слепых, свет для сидящих во тьме, наставник невеждам, учитель юношам, приставник отрокам, пестун младенцам, попратель греха, вестник покаяния, глашатай правды. Крест – лествица в небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию. (...). Крест – царь любви, умиритель мира, - кратко сказать: Крест – глава страданий Христовых, венец совершившихся для нас чудес»[2].
В этом тексте без усилия можно увидеть слова, обозначающие вполне известные предметы: оружие, скипетр, венец, лестница (лествица), ключ. И некоторые другие слова, которые также можно изобразить в рисунке и материале: путеводитель, свет, вестник, царь. Все эти слова относятся к кресту. Вывод: что бы получился понятный символ, следует соединить вышеприведенные слова со словом «крест». Крест – оружие. Крест – скипетр. Крест – венец. Крест – лестница. Крест – ключ. Крест – путеводитель. Крест – свет. Крест – вестник. Крест – царь. А чтобы передать эти слова в материале, требуется придать основной форме – кресту, признаки второго слова, т.е. крест с признаками оружия, крест с признаками скипетра и т.д. Выбор вполне определенной формы для того или иного изображения, часто напрямую связан с текстами и предметами русского Православия.