При рассмотрении многочисленных и замечательно красивых крестов, украшающих главы русских церквей, приходит понимание, что истоки для создания  столь необычных форм находятся не в прямом (каноническом) церковном предании о форме креста, а в словах молитв и проповедей, которые рассказывают о нем. Возьмем несколько примеров из книги, в которой собраны наиболее известные молитвы, проповеди исторические сведения и рассказы о кресте[1]. «Крест – оружие против врагов, скипетр царствия, венец красоты, твердыня веры, путеводитель слепых, свет для сидящих во тьме, наставник невеждам, учитель юношам, приставник отрокам, пестун младенцам, попратель греха, вестник покаяния, глашатай правды. Крест – лествица в небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию. (...). Крест – царь любви, умиритель мира, - кратко сказать: Крест – глава страданий Христовых, венец совершившихся для нас чудес»[2].

 

В этом тексте без усилия можно увидеть слова, обозначающие вполне известные предметы: оружие, скипетр, венец, лестница (лествица), ключ. И некоторые другие слова, которые также можно изобразить в рисунке и материале: путеводитель, свет, вестник, царь. Все эти слова относятся к кресту. Вывод: что бы получился понятный символ, следует соединить вышеприведенные слова со словом «крест». Крест – оружие. Крест – скипетр. Крест – венец. Крест – лестница. Крест – ключ. Крест – путеводитель. Крест – свет. Крест – вестник. Крест – царь. А чтобы передать эти слова в материале, требуется придать основной форме – кресту,  признаки второго слова, т.е. крест с признаками оружия, крест с признаками скипетра и т.д. Выбор вполне определенной формы для того или иного изображения, часто напрямую связан с текстами и предметами русского Православия.

Крест – оружие. Основными видами оружия  в древности были копье, меч и лук со стрелами. Следовательно, чтобы крест стал «копьем», одно или три верхних окончания креста должны иметь форму наконечника копья, то есть его основной признак. Основным признаком «меча» становится не лезвие клинка, которое может быть плоским, граненым, прямым, изогнутым, с односторонним и двусторонними режущими краями, а его рукоять. И не вся рукоять, а только ее наиболее узнаваемая часть – пластина, прикрывающая руку от ударов противника. Из двух возможных видов этой пластины: прямая и изогнутая, выбор пал на изогнутую – ее нельзя перепутать с другой известной частью, с прямой короткой перекладиной – подножием для тела Спасителя. Дополнение формы креста «луком и стрелами» в качестве оружия – маловероятно: по одиночке, они не оружие, а вместе, малоприменимы из-за громоздкости.

Крест – скипетр.Формы скипетров различных царей мира соответствовали тем признакам, которые напрямую выражали слово «указание». А форма и украшения такой «указки» показывали, чем именно действует царь, чем он руководит и указывает подданным. Придание форме креста признака царского скипетра, возможно употреблением всего одной, но хорошо известной фигуры. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла. Следовательно, если такое навершие украсит крест, символ будет узнаваем.

 

Крест – венец.Венец, слово славянское, его правильный перевод на современный русский язык – венок. Поскольку соединение креста и венка одной формой достаточно непросто, то решение было найдено предельно простое: венок «надевался» на крест. Правда, при этом уже получался не крест-венец, а крест с венцом (венком).

 

Крест – царь.Другое значение слова «венец» происходит от его практического назначения – носить на голове. Для того, чтобы не путать венок из растений и венец для головы, последний получил собственное имя – корона. Это латинское слово имеет то же значение: венец, венок[3]. Разделение на «венок» и «корону» разделило и их качества. Венок всегда сплетен из растений и большого размера, обычно больше головы. Корона всегда из «не растений» – металл, мех, ткань, драгоценные камни и т.д. Отсюда и хорошо узнаваемые признаки формы: венок окружает грудь креста, корона украшает его главу и установив корону на вершину креста, получим искомое.

 

Крест – лестница.Узнаваемость такого символа будет затруднена, так как форма лестницы может быть выражена в трех основных видах. Ступени: непрерывная наклонная линия из прямых углов. Лестница: современный вид, две длинные линии, соединенные между собой многими короткими перемычками. Лествица: древний вид, прямая линия со многими поперечными перекладинами одного размера. Из приведенных разновидностей лестниц, самой простой и удобной для соединения с формой креста, является «лествица». Чтобы получить искомый символ, достаточно на нижней вертикали креста поместить несколько перекладин одинакового размера. Но лучший из возможных вариантов, не означает «единственный».

 

Крест – свет.Самый простой способ для изображения света – его лучи. Украсив крест прямыми лучами, покажем, что крест – источник прямого света. Если волнистыми лучами – тепла. Если теми и другими вместе: крест-источник прямого света и тепла.

 

Крест – вестник.Слово «вестник» звучит на греческом языке как «ангел», что впрямую указывает на известную форму знака – «человеческая фигура с крыльями». Совместить «крест» и «ангела» в одной форме при желании возможно, но появляется «нечеткость» прочтения. Или крест скроет фигуру ангела, или наоборот. Поэтому самый простой способ их взаимодействия: быть рядом.

Среди сравнений, даваемых кресту в книге «Крест Господень», есть и множество других слов, в которых совсем не трудно узнать ту или иную форму креста, или сопровождающих его признаков. Например: «Крест – царь любви.»[4]. «...Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды»[5]. «Крест... Это знамя Христовой победы...»[6]. «Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так крест христиан есть ключ Царствия для каждого сына Царствия»[7]. «Но да принесет ныне каждый из нас малый крест свой и приложит к великому Кресту Христову...». «Се, любовь Божия, изливающаяся Духом Святым, наполняет горняя и дольняя...»[8].  И другие красивые и светлые слова, некоторые из которых уже запечатлены в  церковных крестах. Рассмотрим еще несколько понятных примеров в русских крестах.

Крест – держава.Держава, это «то, что держат». На Руси этот  предмет назывался «державное яблоко» и никому, кроме царей, не предназначался. Поэтому неудивительно, что почти все кресты на всех русских церквях и колокольнях – установлены на шарах. Что вполне ясно читается как: держава Царя Небесного

.

Крест – виноградная лоза.Обычное решение для этих слов найдено давно. Чаще всего к прямой нижней части креста, в середине или чуть ниже, прикрепляются два виноградных «усика». Как правило, они свернуты в «спираль», что говорит об устойчивости креста-лозы, так как «усики» не ищут себе дополнительную опору.

 

Крест – якорь.Отличить крест «на полулунном основании» от креста «якоря», во многих случаях, почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это утолщения (круглые, треугольные, стреловидные) на окончаниях дуги.

 

 

Крест – дверь.«Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так крест христиан есть ключ Царствия для каждого сына Царствия»[9]. Эти слова достаточно хорошо известны. Поэтому кресты на храмах нередко украшены «замочной скважиной» самых разных, но все-таки понятных, видов. 

Более сложные словосочетания, имеющие отношение к кресту, могут быть выражены в более сложных формах, для которых могут использоваться вышеописанные основы или совершенно новые.

 

Крест – царь любви. В этом сочетании слов – прямое указание на место изменения формы. «Крест-царь» отличается от «креста» – присутствием короны. Следовательно, придав короне знак «любви», получим искомое. Что является источником, сосудом и хранителем любви, знает любой ребенок – сердце. Изображение сердца в/на короне – решение задачи.

 

«Се, любовь Божия, изливающаяся Духом Святым, наполняет горняя и дольняя...». Совершенно очевидно, что в этом предложении самой узнаваемой формой является Святой Дух, который с незапамятных времен изображается в виде голубя. Любовь изображается в виде сердца. Горнее – высокое, т.е. верх. Дольнее – широкое, т.е. стороны. Соединим все вместе. В сердце, т.е. середине светлого (не сплошного, ажурного) Креста Христова раскроет крылья светлый, белый голубь. Верхнее и боковые окончания креста украсятся сердцами, направленными в эти же стороны. Соответствие достигнуто.

«Мне да не будет хвалитися, точию о Кресте Господа нашего Иисуса Христа»(6, 14), говорит в послании к Галатам апостол Павел. С тех пор все правильные (праведные) христиане почитают и хвалят только Его Крест. «И мы, последуя св. Павлу, хвалимся о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, (...) ибо мы – род Божий и братия Христу по плоти, имеющие один знак (герб), или девиз – Святый Крест»[10]. Из этого можно сделать вывод: крест любой формы, находящийся наверху церкви, может быть только Его Крестом, не зависимо от имеющихся или отсутствующих знаков и надписей.

И напоследок такое выражение, которое вряд ли можно точно передать в изображении креста.

Крест – кормчий плавающих.Кормчий – это, на современном языке, рулевой, который находится у руля, на корме. Такие изображения, где одинокий крест находится не в середине корабля или лодки, а только на одном  краю, видимо, очень редки, если вообще встречаются.

 

 

[1] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998.

[2] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998, «Похвала Кресту» из творений св. Андрея, архиепископа Критского, С.13.

[3] «Словарь иностранных слов», М., 1964, С. 333.

[4] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998.С. 13.

[5] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998. С. 31.

[6] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998., С. 35.

[7] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998. С. 110.

[8] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998. С. 129.

[9] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998. С. 110.

[10] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, изд. «Паломник», М. 1998. С. 26.

Back to top