Агнец. (овен, или баран)[1]
Венец. Венок = диадема = корона = венец. Слово «диадема» (διαδημα) происходя от греческого (δια и δειν), значит соединять, а равно и слово – венец, происходя от слова вить или соплетать, буквально значит также – соединять[2].
Венец (греч. stephanoe, лат. corona, англ. crown) – кольцеобразный венок из листьев и цветов[3].
Древнегерманские живописцы любили изображать Богоматерь с Младенцем, окруженных тремя венками из роз. Венок из белых роз обозначает ее радость, из красных – ее страдания, а из желтых – ее славу[4].
Венец из лавра. (греч. Дафна)[5] Высшим венцом Римской империи была «Корона триумфалис». Вначале венец был лавровым, но в последствии листья стали изготовлять из золота, поэтому у венца возникло другое название: «Корона ауреа» – золотой венец[6].
Выя. Шея.
Дуб. (дриады от греч. drys– дуб) «Надежно и непоколебимо, как немецкие дубы …», в связи с чем дубовые листья во времена нацистов фигурировали в качестве наградных, почетных, орденских атрибутов[7].
Ересь. (от греч. Ήρεσις отделение, разделение, секта)[8]; (греч. «ересис» – взятие, овладение, захват, завоевание)[9]; (от греч. hairesis– особое вероучение)[10], [11] .
Знаки. (в церкви - знамения[12]) Это такие предметы или изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явлений, не изображая их непосредственно. Четырехконечный или восьмиконечный Крест, не имеющий изображения Распятия, знамение (знак)[13].
Кокошник. Старинный, преимущественно северно-русский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом[14].
Корявый. 1- изрытый оспой, рябой. 2- с неровностями, искривленный, шероховатый, заскорузлый. 3- неискусный, некрасивый. Коряга – суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его[15].
Крест. Он по чину своему занимает место непосредственно после Пресвятой Девы Богородицы и выше Сил Небесных, выше святого Иоанна Предтечи, выше апостолов, пророков и святителей. Церковные песнопения свидетельствуют, что ему, «образу Пресвятыя Троицы», со страхом великим служат сами ангелы[16].
Митра. В древнеиранской и ведийской мифологии – божество солнца, света, чистоты и правды.
Митра2. (гр. mitra) головной убор высшего православного и католического духовенства, надеваемый во время богослужения; среднее духовенство получает митру в качестве награды[17].
Митра3 (авест. Мифра), букв. «согласие», «договор»[18].
Митра4 (греч. – повязка, тюрбан) парчовый головной убор епископа, а также архимандрита или заслуженного священника[19].
Нимб. (от лат. – туча, облако) Спасителю христианская иконография присвоила преимущественно «крещатый» нимб, т.е. круглый диск с начертанным внутри равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою[20].
Образы. Священные изображения и предметы, овеществляющие не только духовное значение, но и самое внешнее сходство Божественных и небесных лиц и предметов. Крест с изображением Распятого Господа Иисуса Христа – это образ[21].
Омега. В греческом алфавите имеются две буквы «о». О-микрон (о малое, т.е. краткое) и О-мега (о большое, т.е. долгое)[22].
Ошейник. Ремешок с застежкой, надеваемый на шею животных[23].
Священника крест. Государевым указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» (Господь - Царь Славы); в концах широкой перекладины «IС, ХС» (Иисус Христос); под нижней перекладиной – «Ника». На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Лета 1896, мая 14 дня»[24].
Секта. (от лат. secta учение, школа)[25]; (учение, направление, школа)[26]. И однокоренное «Сектор»: (позднелат. sector, от лат. seco– разрезаю, разделяю)[27].
Тип. (< гр. typos отпечаток[28]) Для основы креста: его строение, выраженное прямыми линиями одинаковой ширины, без других подробностей. В остальных случаях: границы (отпечаток) формы по ее поверхности (по контуру; абрис).
Титло. (лат.- titulus; греч.- titlos) – надпись; или знак над сокращенными словами[29].
Традиция. (< лат. traditio передача; повествование[30]) Предание. Исторически сложившиеся, но ни кем не узаконенные (т.е. не обязательные для исполнения), передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Цата. Старорусское слово «цата»[31] – «подвеска». Цаты – подвески любой формы из разного материала.
Цветы. (На Западе) цветы имеют свой смысл, свой язык. Хризантем выражает глубокую, безмолвную печаль; омела – вечное обновление; ландыш – безмолвную нежность; роза – поклонение и пламенную любовь; фиалка – скромность и обаяние; гвоздика – жгучие чувства[32].
Окраска цветов: белый – невинность, чистота, но также и смерть; красный – жизненность, кровь; синий, голубой – тайна, искренняя преданность; желтый – Солнце, тепло, золото[33].
Перси. Груди.
[1] Д.Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве», М.,КРОН-ПРЕСС, 1996, С. 50.
[2] Протоиерей Г.С.Дебольский, «Православная церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах», репринт, М., «Отчий дом», 1994, С. 316.
[3] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 37.
[4] Н.Ф. Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях», Киев, «Довiра», 1994, С. 18.
[5]Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 66.
[6] И.В.Всеволодов «Беседы о фалеристике», М., «Наука», 1990, С. 13.
[7] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 78.
[8] Библейская энциклопедия, репринт, М., «ТЕРРА», 1990, С. 241.
[9] «Настольная книга священнослужителя», т.4, М., «Изд. Моск. Патриархии», 1983, С. 710.
[10] Советский энциклопедический словарь, М., «Советская Энциклопедия», 1980, С. 434.
[11] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 232.
[12] «Настольная книга священнослужителя», т.4, М., «Изд. Моск. Патриархии», 1983, С. 14.
[13] «Настольная книга священнослужителя», т.4, М., «Изд. Моск. Патриархии», 1983, С. 14.
[14] С.И.Ожегов «Словарь русского языка», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 275.
[15] С.И.Ожегов «Словарь русского языка», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 291.
[16] «Настольная книга священнослужителя», т.4, М., «Изд. Моск. Патриархии», 1983, С. 726.
[17] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 415.
[18] Энциклопедия “Мифы народов мира”, т.2, М., «Российская энциклопедия», 1994, С. 154.
[19] «Начала православия», сост. Марченков В.Г., М., «Панэкс», 1991, С. 204.
[20] Энциклопедический словарь «Христианство», Т. 2, М., «Большая Российская энциклопедия», 1995, С. 222.
[21] «Настольная книга священнослужителя», т.4, М., «Изд. Моск. Патриархии», 1983, С. 15.
[22] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 43.
[23] С.И.Ожегов «Словарь русского языка», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 477.
[24] «Настольная книга священнослужителя», т.4, М., «Изд. Моск. Патриархии», 1983, С.118.
[25] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 580.
[26] Советский энциклопедический словарь, М., «Советская Энциклопедия», 1980, С. 1201.
[27] Советский энциклопедический словарь, М., «Советская Энциклопедия», 1980, С. 1201.
[28] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 642.
[29] “Закон Божий”, сост. Серафимъ Слободской, Джорданвиль, 1967, С. 94.
[30] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 648.
[31] «Советский энциклопедический словарь», М., «Советская Энциклопедия», 1980, С. 1478.
[32] Н.Ф. Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях», Киев, «Довiра», 1994, С. 8.
[33]Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 291.