В группе простых крестов, составленных двумя прямыми линиями, три креста составлены одинаковыми по длине отрезками. Они являются наиболее употребительными в символике фигурами, как по основному (самостоятельному) значению, так и в качестве составных частей различных символов. Из этих крестов только два не изменяют своего значения, независимо от того, как на них смотреть: сверху, снизу или с боков. Их названия (имена) знает каждый человек, знакомый с арифметикой - это знаки "плюс" и "умножение". Крест "x" сохраняет смысловое содержание - "умножение", а крест "+" имеет общее смысловое значение - "положительность". Даже не подготовленному глазу видно, что перемена положения одного и того же знака изменяет его имя и значение (назначение, предназначение).

Нечто подобное происходит и при изменении сочетания прямых линий в равностороннем кресте. При передвижении одного из двух отрезков за центр другого отрезка, получим одну и ту же фигуру, но по разному повернутую (†) . Знак соответствует человеческим пропорциям: высота тела равна размаху рук. Следовательно, смысловое значение (имя) этого креста - "человеческий". В знаке "человек" пересечение проходит через "сердце", но "головная" часть всего лишь анатомическая подробность "тела", имеющего возможность "равностороннего" действия на сердечной опоре.

При дальнейшем передвижении одного отрезка до конца другого, получим фигуру с похожей пропорцией, но с отсутствием "головы" (В) , т.е. знак для слова (имени) - "тело".

Правильный крест, составленный из двух отрезков разной длинны, так же изменяет значение в зависимости от своего положения. Это происходит от перемены мест видимых длин знака. Связь - «верх-низ» и связь - «сторон» (лево-право), проявляются в таком строении креста особенно явно. Если обозначить вертикальную черту словом «путь», а горизонтальную черту словом «граница», то появляется возможность для описания их взаимодействия. Т.е. «долгий (длинный) путь в узкой границе» и «быстрый (короткий) путь в широкой границе». Что позволяет определить общее имя знака (в любом положении) как - крест «перехода». Такое имя полностью соответствует изображению, поскольку не определяет направление движения (вниз, вверх или в сторону), которое в данной фигуре ничем и не обозначено. Во всех рассмотренных случаях знаки имеют только собственное (прямое) значение, как и части, составляющие их - прямолинейность лишена дополнительного смысла. Дополнительный смысл появляется вместе с дополнительными: элементами, знаками, символами или буквенным (цифровым) сопровождением, а так же в зависимости от их расположения и места применения. Рассмотрим известный пример: просфорный крест.

Как говорит само имя, этот крест применяется для украшения церковного хлеба – просфоры, в таинствах русской православной церкви. Традиция такого украшения прямо (канонически) передается внутрицерковным установлением. «Собором московским в 1666-1667гг. постановлено изображать на просфорах четвероконечный крест»…со словами: «Iисусъ Христосъ ника»[1]. Как видно из формулировки, таким крестом мог бы быть любой, из описанных в этой статье, но практика церковной жизни отобрала только два из них: крест положительности и крест перехода. С учетом расположения надписи, места применения и названием действия, такие изображения читаются вполне ясно. Причастие (причастность = при части) от хлеба Христова (с его именем) – это причастность к его побеждающим (= ника) добрым (= крест положительности) словам (учению) принимаемым внутрь себя. Тело церкви (т.е. все её люди) и «тело» (хлеб) Христа – едино, об этом напоминает крест перехода, т.е. от каждого побеждающего себя к высокому (по расположению его) Христову имени (т.е. - христианина). Другой вид «креста положительности» говорит об увеличении (расширении) того доброго, что будет воспринято. Использование «просфорного креста» (т.е. в полном его виде) в церковной (не стоит путать с богослужебной) литературе, так же очевидно. Титульный лист книги[2] говорит сам за себя – о причастности (авторов и/или издателей) к словам, о кресте Господнем. Если не понятна постоянная взаимозаменяемость слов: «хлеб» = «слово», то стоит напомнить, что в церкви все материальные (воплощенные = во плоти) вещи, только видимые знаки – нематериального, Божьего - Слова. «Иисус сказал…: Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк 4,4). Что касается имени «просфорный крест», то, как мы можем видеть, перенос его изображения с определенного места (хлеба) на другие вещи, изменяет и его имя (название), на - «крест причастия». Это же имя относится и к налагаемому на себя знамению (знаку) креста.

 

 

 


[1] Протоиерей Г.С. Дебольский, «Православная церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах», репринт, М., «Отчий дом», 1994, С. 229.

[2] «Крест Господень», сост. Е. Помельцова, М., «Паломник», 1998.

 
Back to top