Крест Богородицы и Богородичные кресты

Крест Богородицы и Богородичные кресты

 


«...Пресвятая Дева, вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест. Он будет для тебя щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов...» Пробудившись и увидев в руках у себя чудный крест, святая Нина стала целовать его со слезами радости и восторга; потом она связала его своими волосами и пошла к дяде своему патриарху»[1].

Спасая святыню от нашествия врагов. «Митрополит грузинский Роман, отправляясь из Грузии в Россию в 1749 году, тайно взял с собою крест Нины и вручил его проживавшему тогда в Москве царевичу Бакару Вахтанговичу. /.../ Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес в 1801 году крест Нины императору Александру Павловичу, которому благоугодно было снова возвратить Грузии принадлежащую ей эту великую святыню. С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины сохраняется в Тифлисском Сионском кафедральном соборе, близ северных врат алтаря в кивоте, окованном серебром»[2].

Крест Богородицы, по своей форме, не является «каноническим» (т.е. полностью прямолинейным), т.к. горизонтальная перекладина изогнута. Эта особенность строения делает его неповторимым и легко узнаваемым. Из его истории видно, что он никак не связан с «историческим» крестом мучений Иисуса Христа, но, тем не менее, должен относиться к типу «крест связанный» (лат. - crux comissa).

В русском православии принято изображать Богородицу и других лиц – рядом с крестом, по словам из Евангелия: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой[3]

Казалось бы - всё ясно: место Богородицы рядом с крестом её Сына. Но нет правил без исключений.

В 1182 году некая пастушка Анна обнаружила в окрестностях села Купятичи, что под Пинском, повешенным на дереве бронзовый крест-энколпион, который восприняли как чудотворную икону Богоматери, празднование которой впоследствии внесли в церковный календарь под 15 ноября.

Крестьянская девочка, пасшая скот, нашла необыкновенной красоты крест с Распятием на одной стороне и Богоматерью на другой, на дереве, в зарослях терновника на месте полном «купин». Свою находку прятала, но крест возвращался на прежнее место. На нём построили церковь.


Во второй половине 16 века Купятицкая церковь обновлена роднёй брестского каштеляна Григорием Война. Им же была заказана и изготовлена «подобающая рама для чудотворного образа». Сам же образ тогда прикрепили к квадратной позолоченной доске и вставили в упомянутую раму. 

А в марте 1638 г. московский царь Михаил Федорович (отец Петра I) получил типографский (т.е. – односторонний, бумажный) «паперовый» оттиск образа Купятицкой Богоматери.


Так впервые появился крест с Богородицей на лицевой стороне, но до 1917 г. он был единственным. В последующие 80-лет, в богоборческой России, были забыты многие обстоятельства появления тех или иных знаков. А при освобождении православия от гонений, в 1990-х годах, стали появляться (и до сегодняшнего дня продаются) «богородичные кресты» - это когда на лицевой стороне креста изображается не Иисус Христос, а Богородица. Это явление обнаруживается: и в нагрудных крестах, и в настенных, и в надгробных.

Видимо, эти художники не знакомы с Евангелием и не знают, что Богородица «на кресте» никогда не была. Ни при жизни, ни после смерти.

Может быть в просвещённой Европе по-другому?

В Ницце и Монако, вместо крестов – фигуры Девы Марии, а в Каннах – необычная каменная фигура.

Это богородичные церкви (строения, храмы). Нам до Европы – далеко. Или – не очень?

Православие пошло другим, более традиционным, путём.

В Апокалипсисе сказано: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд[4]. Эти слова знакомы всем христианам.

В Мюнхене – это Царица Небесная, у Египетских коптов – Морская Звезда, в России – Всех Скорбящих Радость.

В России весьма распространен ещё один образ Богородицы – икона Остробрамская-виленская.

Она одинаково почитается и католиками и православными. Но, между настоящей иконой и более поздними её воспроизведениями, наблюдаются некоторые существенные неточности. Так, например, крест Христов находится перед иконой, а не на полумесяце. Одежды Богородицы опускаются ниже полумесяца. А сам полумесяц – серебряного цвета.

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Божией Матери раньше называлась несколько иначе – Корсунский Благовещенский лик Пресвятой Богородицы. В XIV веке её привёз в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великий литовский князь Ольгерд Гедиминович. А в 1829 году при снятии серебряной ризы в процессе реставрации была обнаружена некая надпись. Позже было выяснено, что это Хвалебная Песнь Богоматери «Честнейшую Херувим». Считается, что Богородица в этот момент наблюдала явление архангела Гавриила, часть изображения которого утеряна[5].

Вот что об этом говорится в Библии:

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел[6].


То есть, на иконе изображена не «Богородица», а всё ещё «Дева» во время Благовещения.

На современной иконе видна, по складкам одежды, увеличенность живота, т.е. «беременность». На древней иконе беременность не видна, но место внизу живота обозначено серебряным полумесяцем – знаком пречистого и святого «лона».

Что известно об этом слове? Словари дают многие толкования про эту часть тела. Разделим их:

По форме: охват; объятия; пригоршня; выпуклый; сфера.

Все слова передают округлую форму: полную (охват; объятия; сфера) и не полную (пригоршня; выпуклый).

По качеству: вместилище; место, где лежит плод; утроба; недра; логово; ложе; глубь.

Все слова соответствуют слову – внутри (в глубине).

Изображение полумесяца соответствует и неполной округлости, а с крестом, и нахождению внутри.

Ошибки: колени;бёдра; перси (устар.) груди; чресла.

Ло́но– средний род, множественного числа нет (книжн. устар.)[7].

Близость православной Руси и общей Остробрамской святыни, наложила свой отпечаток и на Литовские католические кресты.

Кресты такой формы распространены в Литве, их можно видеть, в частности, на часовнях, но особенно характерны они для придорожных, памятных, поклонных и т. п. крестов[8].

Слова «Христ/ианин» и «Крест/иянин» до конца XIVв. были одним и тем же[9].

Так что, крест, происходящий из месяца, как Христос из лона Богородицы, не требовал каких-то особых пояснений.

Всего нагляднее и убедительнее эта символика выражена в песнопении, которое поется на Страстной неделе, на утренней службе в Великую субботу: «Заходиши подъ землю, Спасе, Солнце Правды; тѣмъ же рождшая тя Луна печальми оскудѣвает, вида твоего лишаема»[10].

Но, всё простое забывается. И начинаются самые различные догадки. Причина – древность знака. Отец архимандрит Макарий, указывая источники XI, XII веков, приходит к выводу, что: "символ... принят был прежде монголо-татарского нашествия, и принят из Византии, где он был символом древнейшим, то есть, до просвещения Византии христианскою верою"[11].

1)      Неправомерна и попытка увидеть здесь символическое изображение торжества христианства над язычеством – так, в частности, некоторые исследователи усматривают здесь изображение змея, символизирующего язычество, попираемого крестом[12].

Для того, чтобы говорить о «змее», надо иметь хоть один, прямо совпадающий, пример. Один пример имеется в древнем Мадриде, но он не имеет формы полумесяца.

2)      Максим Грек полагал, что под крестом находится греческая буква υ (ипсилон).

Ни с «Ипсилоном», ни с «Омегой» прямые совпадения не прослеживаются.

Вырез в нижней части полумесяца (как у «омеги» или «проросшего креста») отсутствует.

3)              В некоторых случаях под крестом мы находим не серповидную форму полумесяца, а омего- образную или же лилиеобразную форму. Такое сочетание может трактоваться как процветший или же как якорный крест (сочетание креста с якорем)[13].

В полумесяце нет растительно-корневых или якорных признаков.

4)            «…крест с полумесяцем вновь появляется на Западе, но в совершенно ином значении: он символизирует победу христианства над исламом[14]»


В Австрийском городе Клагенфурт стоит каменная колонна, в память изгнания турецких войск с австрийской земли. Христиане победили, но не Ислам и не Турцию, а войска Захватчика.

А «победа христианства над исламом» имеет совершенно другую форму.

Этот символ был придуман, собственноручно нарисован и введен в обиход царем Петром I[15]. И, соответственно, нашел применение в некоторых гербах. Он отличается от церковного креста, положением полумесяца: рогами вниз, т.е. "поверженного". Такое изображение в русской церкви не встречается.

5)            …сочетание креста и полумесяца целиком вписывается в космологическую, языческую по своему происхождению символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну[16].


В католических странах «крест на полумесяце»» - не применяется. (За исключением Литвы). Но можно встретить под «крестом» изображение «звезды» - вполне натурального небесного тела.

6)            «Кроме вышеприведенных значений полумесяца, встречаются и другие – например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа».


«…и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице»[17].Ясли - кормушка для скота, наклонно прикрепленная к стене или в виде сужающегося книзу ящика[18]. Слова «люлька» в Евангелии – нет.

Ясли, обычно, изображаются в форме прямоугольника. И к «полумесяцу» отношения не имеют.

7)            «купель крещальная, евхаристическая чаша»


Купель, как и чаша, должна иметь верхний видимый край – в полумесяце этого признака нет.

8) «корабль церковный»

У «корабля» - нос и корма, изображаются по-разному. У «полумесяца» же - обе стороны одинаковые.

Из всего выше перечисленного, за крестом с полумесяцем остаётся только одно объяснение: это неразрывная связь Христа и Богородицы. И изобретать какой-то особый Богородичный крест – нет необходимости, всё уже есть. Вполне в пределах христианской традиции и русского православия.

В службе на праздник Воздвижения Честного и ЖивотворящегоКрестаГосподня поется: «Крест– хранитель всея вселенной,красотаЦеркви, царей держава, верных утверждение,ангеловславаидемоновязва». Народ православный понимал слова «Крест – красота церковная», буквально. Т.е. крест на церкви должен быть красивым и радовать своим видом всех видящих его.

Разумеется, что возврат России к свободному вероисповеданию, обратил мысли православных художников и к этой форме креста. И создание новых форм нагрудных крестов (не имевшихся до 1917г.) – началось. Не совсем удачно, но ведь «первый блин…» не всегда хорош?

И ещё, определение «процветший» не всегда правильно понимается. Слово «цвет» это ничто иное как «цветок». И кресты, с вырастающими из них цветами или с цветами на поверхности самого креста, встречаются не часто. Чаще цветы (и другие растения) приложены к кресту. А результат понимания или непонимания этого слова – можно увидеть в различных христианских церквях.

 

И нужно очень аккуратно пользоваться знаком «полумесяц», чтобы не заключить в скобки ту силу, которая должна распространяться.

 

 

 

 


[1]Свт. Дмитрий Ростовский «Жития святых», М., 1904, «январь», Ч. 1, С. 456.

[2]Свт. Дмитрий Ростовский «Жития святых», М.,1904, «январь», Ч. 1 С. 479.

[3] Евангелие от Иоанна 19 глава,Библия

[4]Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) 12 глава.

[5]подробнее на FB.ru

[6] Евангелие от Луки 1 глава – Библия

[7] Толковый словарь Ушакова. 1935-1940.

[8] Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006.

[9]Словарь Фасмера Макса: Заимств. из лат. christiānus "христианин" или прямое заимствование из греч. χριστιανός  (в соврем. знач. – с конца ХIV в.), др.-русск. крьстьɪанинъ "христианин; человек", ст.-слав. крьстиѩнинъ χριστιανός (Супр.), болг. кръстя́нин "христианин", сербохорв. кр̀шħанин, словен. krščȃn, чеш. křеst᾽аn "христианин", польск. chrześcijanin – то же, в.-луж. křesćijan – то же, н.-луж. kśesćijan – то же.

[10]Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006.

[11]О. Архимандрит Макарий «О форме крестов на главах храмов и колоколен», С-Пб.,1860 г., С. 5.

[12]Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006.

[13]Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006.

[14]Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006.

[15]А.С. Чистяков «История Петра Великого», репринт, М., 1992., С. 163.

[16]Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006.

[17]Евангелие от Луки 2 глава – Библия

[18]Толковый словарь Ожегова.


Гений

Портрет Гения

Что известно о Гениях:

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

Гений— лат. genius (от genus — род), первоначально — дух умершего родоначальника, которому воздавалось религиозное почитание. Современное словоупотребление сохраняет некоторую связь с этим первоначальным смыслом. Г. теперь называется человек: 1) который живет повышенной, потенцированной внутренней жизнью и 2) деятельность которого имеет не только личное, а общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого). Гениальность как высшая степень одаренности сравнительно с талантом как низшей не подлежит точному определению; само различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно. В разных языках слово Г. употребляется в разной мере и с различными оттенками; всего расточительнее на него французы, у которых, кроме особого личного свойства, им обозначается также дух сложных и собирательных явлений (например, le g énie de la langue, le gé nie du Christianisme); приблизительно так же, но менее щедро, употребляют это слово англичане; немцы склонны ограничивать его областью художественного творчества и умозрения; особого внимания заслуживает взгляд Шопенгауэра (см. это имя); у немцев, а также у русских Г. более разграничивается с талантом, нежели у французов и англичан.

Вл. С.

Ген. (от греч. gignomai– происходить, рождаться, genea- происхождение)[1].

Гений. (др.рим. – рождающий, производящий)[2].

«Гений — это талант изобретения того, чему нельзя научить или научиться. Э. Кант.» То есть гению дано открыть нечто такое, что до него оставалось неведомым[3].

Талант, мера веса (τάλαντον, talentum) — наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает "весы"; затем "груз"). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото. (…) Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. — вдвое меньше (около 74 фн.)[4]… 

Тала́нт (др.-греч. τάλαντον, лат. talentum) — единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке.

Этимология: восходит к праиндоевропейскому *tel-, *tol- «нести» [Википедия].

Талант. 4) В современной Греции – мера веса, равная 150 кг.[5]

 

Из этой подборки легко сделать вывод: гений – это «рождающий», а талант – «весящий».

Гений – это тот человек, который сделал то, что до него не было сделано никем.

Талант – это тот человек, который делает тоже, что и другие люди. Немного или намного лучше, или больше, чем эти люди. Пение, танцы, рисование, литература, науки и т.д. – это места для приложения талантов. Какими бы они не были: небольшими, огромными, неповторимыми и т.д.

 

 

Многогранный талант Д.И.Менделеева увенчался рождением «периодического закона химических элементов» и позволил составить наглядную «периодическую таблицу химических элементов», которой сегодня пользуется весь мир. Можно дополнить таблицу, можно изменить её строение, но нельзя изменить её начало (принцип). «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Гений Менделеева позволил сделать химию – расчетной наукой.

Сегодня мало кто задумывается над тем, что «азбука» и «арифметика» - это два простых, а поэтому универсальных, начала множества наук. И поэтому они – гениальны (рождающи).

 

Что касается портрета Гения, то в нём должны присутствовать следующие составляющие: голова – как вместилище Разума; корона на голове – как признак «венца творенья»; место на голове – которым она «рожает» и длинные ноги – не на земле же ей валяться.

Терракотовая статуэтка из Приены (Малая Азия) 5 века до н.э., соответствует всем вышеуказанным признакам.

Но считается, что это девушка, «которая рассмешила богиню Деметру своим непристойным танцем живота с обнажением нижней части тела (…) (её) называют также «персонифицированной вульвой»[6].

Объяснение понятно: ноги от ушей, детородный орган налицо, но куда же делся живот для танца?

Нестыковочка.

 


[1]«БСЭ» 1-е изд., М., 1929.

[2]Энциклопедия “Мифы народов мира”, Т.1, М., «Российская энциклопедия», 1994, С. 272.

[3]bibliotekar.ru

[4] Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

[5]Большой словарь иностранных слов. – Издательство «ИДДК», 2007.

[6]Г.Бидерманн, Энциклопедия символов, М., «Республика», 1996, С. 25

Единорог

Найти Единорога.

Долгие века исследователи ищут Единорога и, к настоящему времени, всем известно, что Единорог - это Миф. Но так ли это? Посмотрим, что об этом известно.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

Единорог, в мифологии

также инрог (у Плиния monokeros, в библии рэʾэм) — баснословное животное, о котором древние писатели, классические и еврейские, говорят как о звере, действительно существующем. Плиний описывает Е. как животное, имеющее голову оленя, ноги слона, хвост кабана, общую форму лошади и прямой черный рог посреди лба в 2 локтя длины; его родина — страна индусов-ареев и центральная Африка. Немаловажную роль играл Е. и в средневековых легендах и сказках; на нем ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только чистая дева могла его укротить, и тогда он делался ручным. В русских азбуковниках XVI-XVII вв. Е. изображается так: "зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живет 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силен, сиротеет и умирает". Рог Е. (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала, вывозимый норвежцами и датчанами из полярных стран) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что считался чудесным целительным средством в разных болезнях — от лихорадки, огневой (горячка), от морового поветрия, черной немочи, от укушения змеи, а также средством, предохраняющим от порчи. 

 

Изображения Е., попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, суть не что иное, как изображения антилоп с прямыми рогами (например, Antilopa leuc. oryx, или Beïza), которые, нарисованные в профиль и без всякого представления о перспективе, должны были казаться однорогими.

 

Как геральдическая фигура, Е. вошел в герб Англии и в герб русских великих князей — внуков императора.

 

Как видно, здесь, наблюдения за естественными для природы существами и размышления о том, чего не видел Сам, слились в одно целое. Попробуем их разделить.

 

Прежде всего рассмотрим тех животных, птиц и рыб, которые подходят под определение: Носорог.

Т.е. «нос + рог». Это могут быть и те представители природы которые имеют «Рог» на носу, и те, у кого «Рог» и «Нос» - одно целое.

 

Первыми (по весу), являются сухопутные и хорошо известные сейчас - Носороги (Индийский и Африканский).

Индийский соответствует определению - Единорог (Одно + Рог).

А Африканский - нет. У него - два рога на носу.

Среди птиц «Носорогов» можно не искать - они есть практически во всех крупных Зоопарках.

Они разные по окраске, но одинаковые по строению.

У морских обитателей, то же самое: нос и рог - единое целое, но немного по-другому.

     

Первым следует назвать Нарвала, морского единорога (Monodon monoceros) — китообразное из группы зубатых китов, причисляемое одними к семейству дельфиновых (Delphinidae), другими считаемое за единственного представителя особого семейства Monodontidae (Единороговых).

Это его завитый клык (произрастающий из челюсти), выдавали за рог земного единорога.

Но у некоторых нарвалов вырастают и два клыка.

 

 

 

Рыба Меч отличается своим крутым нравом, поскольку неоднократно нападала не только на рыбацкие лодки, но и на небольшие суда.

 

 

 


Рыба-Пила, последний крупный представитель морских носорогов.

 

Тропическая рыбка, названная – Носорогом, носит это имя незаслуженно. Ведь её «рог» растёт из головы, как у мифического единорога.

 


Что касается европейского единорога, то его начало было положено христианством.

       


Священники первых лет нашей эры сравнивали Христа с единорогом. А в центре крестов (и на других предметах) нередко изображался ягнёнок – Агнец Божий.

                  

Естественно, что ягнёнок должен вырасти. Но в кого? В маленького (или подросшего) и необычного козлика – Единорога. Таким его и изображали.

             


В рыцарской культуре средневековья – в песнях трубадуров и живописи того времени единорог, уже "конь с крепким рогом во лбу". Т.е. появляется новая разновидность Единорогов: с телом коня. В одном случае это конь со всеми конскими признаками (кроме разных грив и хвостов) и с витым рогом на голове (редко, с гладким рогом). Это было полным новшеством.

                   


В другом случае, как продолжение христианской традиции, коню присваивались признаки козла (и в первую очередь – козлиная бородка).

                     

Именно в таком виде единорог входит в герб Англии. В качестве поддерживателя щита и слуги короны (ошейник в виде короны).


С 1562 г. Единорог появился на печатях Царя Иоанна IVГрозного.

         

Сначала, как воин православия, позже, как защитник и броня православия.


При Царе Михаиле Федоровиче (1613-1645 гг.) единорог был печатью Красноярского острога.


Герб Туркестанский: в золотом щите черный идущий единорог с червлеными глазами, языком и рогом. ГербТуркестанского царства находился на Государственном знамени и на большом гербе Российской империи – при правлении Императора Александра III (1845-1894 гг.).

Так же на гербе графов Шуваловых.

В червленом щите серебряный скачущийединорог с золотыми глазами, рогом и копытами

Фамильный герб начальника оружейной канцелярии графа Шувалова включал в себя изображение чудесного зверя; поэтому и прославленные российские пушки, на которые оно перешло, назывались единорогами.

Как геральдическая фигура, Единорог вошел в гербы русских великих князей — внуков и правнуков императора, в 1857 г.


В Японии есть свой Кирин — японский единорог (в современном японском языке это слово означает «жираф»). У него та же бородка, а вот спина и морда выглядят так, будто покрыты панцирем броненосца.

И ещё в XIX веке некоторые люди верили в существование реального единорога, но против его существования в 1827 году привёл аргументы французский натуралист Жорж Кювье.

На этом месте можно бы окончательно сказать: Единорог – фигура выдуманная и в естественной природе не встречается.

 

Но…

Если обращать внимание на мелкие и вполне земные подробности, разбросанные по различным описаниям Единорога, не вдаваясь в фантастические его свойства. То узнаем следующее.

1.«Они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются и пьют оттуда…».

2.«Небольшое животное, подобное козленку…».

3.«промежушию имать рог».

4.«черный рог».

5.«начертал рогом на воде крест».

6.«РогЕ. … считался чудесным целительным средством в разных болезнях…».

 

А теперь, сравним эти характеристики с живым существом, описанным в энциклопедии Брема.

1.«За пищей они ходят на песчаные отмели рек или в болота, не поросшие деревьями», «живут во всех больших болотах».

2.«длина птицы 80 см».

3.«на лбу... возвышается рог, держащийся только на коже. Он помещается на расстоянии 15 мм от основания клюва и представляет собой тонкое, длинное, торчком стоящее роговое образование, имеющее длину 10-15 см, толщина у основания 3 мм; его довольно верно можно сравнить со струной».

4.«рог беловато-серый».

5.«Простой народ составил себе убеждение, что когда паламедея хочет пить, то она каждый раз перед этим погружает в воду свой лобный рог».

6.«рог... пользуется у индейцев... как отличное целебное средство».


 А выглядит эта замечательная птица – так.

Полное имя этой птицы - Рогатая паламедея (Anhimacornuta).

Кстати эта птица-единорог имеет и своё более раннее историческое подтверждение, чем европейское.


Древнекитайская резьба по камню, ок. 100 г. до н. э. (или 100 г. н.э.)[i].

В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: "ци" представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; "линь" - женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

 

С китайским единорогом связано прояснение еще одного, европейского, сюжета.

 

 

Единорог, оседланный дикарем. Старинная игральная карта 

 

А, проехать верхом на цилине, означало обрести славу.

 

Ну а в карточной игре это «везение» или «удача» в одной единственной карте. Сегодня она называется «джокер».

 

 

 

 

А в 2012 году, проехать верхом на единороге, предлагается и вооруженному Коту.

В изобразительном искусстве существуют и другие единороги, и злые, и загадочные.

 

 

 

Так венценосец, скрывающий своё лицо, убивает в ближнем бою хищного единорога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другой, обычный человек, отламывает головное оружие змеерыбе с «человеческим» лицом.

 

 

 

 

 

 

 

А человек, с головой Совы, имеет свой рог, но предпочитает действовать не им, а молотком, т.е. работать.

 

 

 

 

 

 

Таким образом, все единороги: природные, фантастические и пророческие – найдены или обозначены.

 


[i] По разным источникам.

 
Back to top