как отправить заявку на кредит во все банки
онлайн заявка на кредит наличными.

Ошибки в символике(и в ее части - геральдике)

Смутное время современной общественной жизни России находит свое отражение во всех творческих направлениях. Созданием значков, жетонов, орденов, гербов, флагов, товарных знаков и рекламы занимаются все, кому не лень. Для придания веса своей деятельности эти люди обзаводятся, каким-нибудь серьезным названием: служба, центр, группа и т.д. Заказчик считает, что всякий знак или символ, вышедший из такой организации, обоснован и правильно построен.   Святая простота.  Если бы это было так... Исторический опыт показывает, что и в прежние времена, и на самом высоком уровне, ошибка в выборе специалиста отражалась на создаваемых знаках. Что, естественно, имеет место и в геральдике.

Бернгард (Борис Васильевич) Кёне, сын берлинского еврея, принявшего реформаторское вероисповедание, занял должность управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии в 1857 году. Неприязнь к нему сквозит в работах написанных через много лет после его смерти и даже нашими современниками[1]. Светлой памятью это не назовешь. Рассмотрим одну из самых известных его работ - герб рода Романовых, но не во всей полноте, а только те признаки, которые определяют характер основной фигуры рисунка. Ключевой деталью фигуры является четвертая лапа, которая должна держать щит - она отсутствует, т.е. ее нет вообще. При таких обстоятельствах щит должен бы упасть и быть у ног, а раз этого нет, то он спокойно лежит на лежащей фигуре. Для фигуры красного цвета, имеющего значение «живая кровь», т.е. живая, такое положение странно, даже унизительно. Тем более что изображен - «гриф», а не «грифон», отличие между которыми заключается только в нижних лапах: у грифа - птичьи, у грифона - львиные. Живой лежачий орел, у которого кроме хвоста нет ничего львиного, а без орлиного хвоста он и – не орел! Это хуже обычного оскорбления... Но еще более странным оказался бездумный перенос неудачного знака в современную жизнь. На нарукавной эмблеме Главного управления командующего внутренними войсками, «специалист» изобразил «романовского» грифа – с одним крылом. Вряд ли лежащую однорукость «не орла», усиленную однокрылостью «не льва», можно считать достойным знаком. С одним крылом только падать хорошо – недолго.

 

Ничуть не лучше и эмблема Центрального аппарата МВД: вооруженный воин (милиционер) стоит  двумя ногами на змее-драконе (преступности). Если змей не пошевелится - воин не упадет, если воин не уколет копьем - змей не пошевелится. Трогательное согласие, почти что договор «о не нападении» между «крышей» и «базовой платформой».

 

Обычно самозваные «геральдисты», прокалываются на самых простых вещах. Так, на щите геральдического общества, согласно описанию, должна быть нарисована «пчела», но любой юный натуралист по осиной талии и осиному жалу - характерным признакам вида, обнаружит «осу». Признаки вида нормальные для осы невозможны для пчелы, если только она не больна – изначально. Общество, в котором каждый член украшен таким знаком, сложно назвать здоровой и пчелиной семьей.

 

 

 

 

Эти примеры достаточно ясно показывают ошибки заключенные в строении рисунков, но это не единственная болезнь самозванных «геральдистов». Желание казаться умнее, чем есть приводит к созданию такого тарабарского языка, который трудно читать, а понять еще труднее. Попробуйте сами: «В лазоревом (голубом, синем) поле серебряный безант, окруженный положенными в крест четырьмя частями расторгнутого серебряного кольца и сопровождаемый по сторонам половинами расторгнутого пояса. Так же серебряного и обремененного с каждой из сторон отвлеченным червленым (красным) андреевским крестом, переплетенным со сквозным ромбом того же цвета»[2]. Здорово, но непонятно. Этот виртуозный полет словесного блуждания рожден и утвержден правительственной геральдической службой. Видимо «геральдисты» забыли (или не знают), что блазонирование - это искусство изображения и объяснения (трактовки) гербов. 

 

О чем в книге Д. Гуиллима «Описание геральдики» (1610г.) приводится такое определение: «выражение форм, видов и цветов всех составляющих герба, вместе с объяснением их смысла»[3]. Вот как, получается: научились «специалисты» рисовать, освоили тарабарский «язык», а про смысл то и позабыли. Может быть, и не стоило бы останавливаться на этих нередких курьезах, если бы они имели отношение только к их создателям или к небольшим группам людей. Но достаточно странные символы приняты и для 

всей страны. Судите сами.

 

Первым всероссийским знаком, попавшим в поле зрения обычных людей, стал двуглавый орел, напечатанный на металлических и бумажных деньгах. Прямое совпадение его вида с уже известной формой (в русской истории) выявляет его местное имя – знак временного правительства. Но, поскольку этот символ применяется только на денежных знаках, то, соответственно, им и принадлежит. А вот являются ли эти денежные знаки – знаком временных правителей или временным правителем следует считать «банк России», не совсем ясно. Ясно только одно – этот знак действующий, в числе прочих и на федеральную службу охраны.

Не менее интересен и «Государственный герб» Российской Федерации. Страна, которая с 1917 года не управляется лицами официально (=канцелярски, задокументированно) носящими титул (=написание) «Государь», не может называться «государством» - это или рядовая неграмотность «специалистов», или их сознательный обман народов. Слово «герб» так же имеет сомнительную основу, то есть – 

совсем ее не имеет. Российская Федерация (за время своего существования) никогда не применяла знак двуглавого орла и соответственно, новодел, просуществовавший менее 30 лет, т.е. менее одной единицы времени условной смены поколений – не наследство (=не герб). 

Очевидные (=видимые глазом) признаки рисунка указывают массу интересных подробностей символа. Так, например слово «золотой[4]» является точным признаком материала, т.е. «из золота».

 

Характер этого золотого металла без труда читается в форме любого «пера» - они все «острые», а некоторые «граненые» (с гранью или канавкой-«кровостоком» - по середине) и «заточенные» (кромка двусторонней заточки – «фаска», хорошо видна на оперении крыльев и хвоста). Очень неприятный, опасный характер «перьев» дополнен таким же взглядом орлиных (?) глаз с вертикальным (змеиным?) зрачком. Иного словосочетания кроме «золотая язва» (славянск. язвить = ранить), на ум и не приходит. А кто же является щитом её сердца? Безымянный и безликий верховой (всадник, поражающий копьем дракона[5]) очень иностранного вида, поражающий… крокодила! Хотя чему здесь удивляться, там, где специалисты не знают что такое «государство», откуда им знать, что слово «дракон», в переводе с греческого языка, это – «змея»[6]. Жаль что «профессионал», так здорово изобразивший все иностранное на этом щите, не закончил своей работы – не дорисовал полоски на лошади (зебре), что бы уж совсем все было – чужеродным, не от родной земли.

Что касается трехполосого флага нынешней дем/о + кратической (народ/о + держащей) Российской Федерации, то его имя определено задолго до 1917 года: с 1705г. - «торговый» или с 1915г. - «коммерческий».  Поэтому жизнь под продажным (коммерческим) флагом, может устраивать только тех, кто насаждает рыночную (продажную) экономику (эко = жилище + номия = закон). Соответственно, пре + зидентский (лат. prae sidentis– впереди сидящий = пред + седатель)[7]   штандарт (=стандарт) – выглядит как российское «торговое поле» обремененное знаком «золотой язвы». Что же касается цветов, составляющих само «торговое поле» страны, т.е. Белый-Синий-Красный, то они никогда не являлись «геральдическими». Ни в одном узаконенном описании цветов (колоров, финифтей, эмалей, тинктур) составляющих его «поле», ни разу не упомянут цвет металла – «серебро». Ни «до» 1917 года, не после него.

Недалеко от общероссийского «геральдического» уровня, ушел и столичный город – Москва. С распоряжения мэра Москвы от 23 ноября 1993 г.[8] «О восстановлении исторического Герба города Москвы» - началось очередное, как бы помягче выразиться, заблуждение. Поскольку «исторический герб» имел другой рисунок, другие слова описания и другое значение, в другой стране. То есть, на щите, в 1781 г., был изображен – святой Георгий, а не просто Юрий, хотя бы и Победоносный. И это был герб православного города в православном государстве, а не знак демократического города в демократической стороне. Так что ни о каком «восстановлении» не может быть и речи – обычный новодел. И очень некачественный. Со всей очевидностью – всадник чернее дракона, хотя

должны быть – разного (серебряного и черного) цвета. И теневой конек не просто «темноват», но и, местами, откровенно черен. Неуправляем. И, конечно же, по серебряному всаднику и серебряному коню – золотое копье! Как говорится: «Мастерство – не пропьешь». И Герольдия при мэре г. Москвы разработала и ввела в жизнь города «территориальные гербовые эмблемы». Идея плохо стартовала: «специалисты» предложили городским районам неудачную форму щита, которую можно назвать ущербной[9], дефектной или неполноценной. Сопоставляя места

изъянов(вырезов) в форме (абрисе, контуре, обводке, линии) щита, с условным делением поверхности щита, можно легко обнаружить, что защита (щит) не способна соображать и действовать. Изъяны (вырезы, выемки) отрезают кисти рук и разваливают надвое голову, во вписанной (для проверки) человеческой фигуре. Поэтому любая, даже самая замечательная, идея, помещенная на таком щите, становится ущербной (поврежденной) и бездейственной, т.е. бесполезной, если не сказать - покойной.

 

 

Наиболее правильной, в отношении цветовой определенности, является «Эмблема СНГ». Слово «эмблема», не дополненная словом «геральдическая», говорит о том, что все задействованные в ней цвета – соответствуют своему обычному (негеральдическому) значению. Т.е. – поле «синего цвета, фигура из вертикальных полос белого цвета, в верхней части золотой круг, охватываемый…»[10]. Все остальные значения фигур – очевидны из их строения: в некоем (не обозначенном) воздушном (синем) пространстве, под кругом золота, теснятся девять белых столпов, расположенных по величине роста (= власти[11]). Самый болшой столп занимает место непосредственно под кругом золота. Меньшие по власти (= росту) столпы, занимают места наиболее отдаленные от золотого круга. Все столпы, кроме центрального, тянут свои односторонние, но «главные» (т.е. исходящие от головы) действия (= руки) к золотому кругу. Крупные столпы, ближние к центральному, столь плотно «охватывают» золотой круг, что меньшим и далее расположенным столпам, к золотому кругу – нет доступа. Вся композиция должна символизировать «стремление к равноправному партнерству, единству, миру и стабильности». Вывод неожиданный и ничем (в рассматриваемом изображении) не подкрепленный. Как, впрочем, не точна и народная расшифровка  букв «СНГ» - «Слепо-Немо-Глухие», по отношению к приведенному рисунку.

Вышеописанные ошибки не являются исключительно российским «достижением». Деятели иных стран и организаций мира, близки к нашему уровню символики, а в некоторых отдельных случаях, несоизмеримо его «превосходят». Наиболее безобидный пример демонстрирует страна, отказавшаяся от своего древнего самоназвания «Иудея[12]» (т.е. земля «хвалящая Господа») и принявшая другое имя – «Израиль[13]» (т.е. земля «богоборцев»). Их уравновешенная воздушная (синяя) звезда «возлюбленного[14]» народа, вполне очевидно, зависла в воздухе: оторвавшись от земной (водной) поверхности и не достигнув небесной черты (синие линии, границы), т.е. по образному выражению русского народа: «болтается, как цветок в проруби».

Знак ООН, лучше любой декларации, демонстрирует её суть. Оливковые ветви, охватывающие земной шар, на самом деле «ветвями» - не являются. Отдельные мирные (оливковые) листки только похожи на мирные «ветви». Ветвеобразны – это значит, что фигура своими чертами напоминает образ (вид предмета, вещи) ветви, но «ветвь» не настоящая, не цельная.

 

 

     

Такие «чего-то образные» изображения вещей – не редкость, но о них надо знать.


Однако, настоящим рекордсменом, со странным смыслом, является католическая церковь. Судите сами. По геральдическим правилам, разработанным для особого общественного слоя – воинов-монахов (католических), «звездой» называется фигура, с любым количеством отходящих от неё лучей – но, не более 15. «Звезды», имеющие 16 и более лучей, называются одинаково – 

«Солнце». В 1471 году, не имеющий и по сегодняшний день всемирной известности, т.е. рядовой йоркский король – Эдвард IV, имел королевский знак – «Солнце величия»[15]. А вот на месте рождения Сына Божьего – Иисуса Христа, в городе Вифлееме, католическая церковь установила, всего лишь, 14-лучевую серебряную звезду

Да, не уважают Спасителя, даже до степени малоизвестного миру короля, – христолюбивые римские Папы. Что, в такой же степени относится и к  неуважению Его Матери – Богородицы. Последний римский Папа – Иоанн Павел II, ухитрился не только распять Сына Человеческого на кресте Богородицы (из виноградной лозы), полученный Святой Ниной, просветительницей Грузии, непосредственно от самой 


Богородицы, но и опираясь на сей откровенно кощунственный посох, посетить с официальным визитом – землю, народ и церковь Грузии. Видимо, у грузинских 

священоначальников, вера в Папину «непогрешимость» выше, чем в собственный, от Бога данный, - крест. В связи с этими обстоятельствами необходимо предостеречь всех тех, кто собирается обзавестись собственным знаком: «Берегитесь подделок». 

А тех, кто уже имеет его, пусть утешает мысль: «Посмотрите вокруг – Вы не одиноки».

 

 

 

 

 

 

 

Но, ведь можно исправить?

 


[1] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М. ’93, стр. 56.

[2] «Гербоведъ»№12, М. ’96, стр. 108.

[3] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов" М. ’96, стр. 413.

[4] «Российская газета» от 3 декабря 1993г., из нее рисунок и описание.

[5]  «Российская газета» от 3 декабря 1993г., из нее рисунок и описание.

[6] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 228.

[7] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 516.

[8] № 674 – РМ; опубликовано в приложении к газете «Вечерняя Москва» за 15 декабря 1993 г.

[9] Так у А.Б. Лакиера, "Русская геральдика", М. '90, Стр. 29.

[10]Описание и рисунок:  «Гербоведъ» №11, 3’96, РГК, С. 45-46.

[11] Власть. (греч. – рост; βλασταίνω - расти, прорастать; βλαστάρι - росток, побег, отпрыск; βλάστηση - растительность, флора). «Греко-русский и русско-греческий словарь» А.В. Сальнова, М., «Рус.яз.», 2000, С. 63.

[12] Иуда. (хвалите Господа). «Боги и люди древнего мира», краткий словарь, М., «Евгений», 1994, С. 89.

[13] Израиль. (богоборец). «Библейская энциклопедия», репринт, М., «ТЕРРА», 1990, С. 290.

[14] Давид. (возлюбленный). «Боги и люди древнего мира», краткий словарь, М., «Евгений», 1994, С. 80.

[15] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 208.

 
 
Back to top