«Засим нам остается сознаться, что, несмотря на долголетние труды, на желание собрать и объяснить, что нам было доступно, многое остается темным. Смеем надеяться, что если от первого исследователя на совершенно новом поприще нельзя ожидать труда оконченного, то позднейшие деятели дополнят пропущенное, разъяснят темное, и от такого взаимного содействия выиграет наука, которая должна, наконец, образоваться и утвердиться на прочном основании, на отечественной почве[1]».

Эти слова замечательного сына русского народа, Александра Борисовича Лакиера, собравшего удивительно большой и разносторонний материал для создания правил Русской геральдики, к сожалению, не утратили своей правоты и по настоящее время.

Многие современные деятели, называющие себя «геральдистами», в действительности таковыми не являются, так как не способны отличить геральдическую знаковую систему от иной системы символики и не способны провести точные границы внутри геральдической системы, для установления закономерностей между действующих в ней составляющих.

И хоть эти ограничивающие правила не сложны, сами по себе, но их совместному применению нужно учиться, иначе правильного знака, от знака неправильного – не отличить.

Геральдика. Слово «герольд» переводится на русский язык как «вестник»[2]. Следовательно «геральдический знак» - вещающий (извещающий, оповещающий, говорящий) знак. А слово «геральдика» - вестничество (оповещение) в границах (пределах) данной системы.

Геральдическая система. Любая знаковая система символики отличается одна от другой только по принятым в ней (внутренним) правилам изображения знаков. Сами же знаки сохраняют своё значение (подобно буквам или цифрам) во всех иных системах символики. Геральдическая знаковая система ограничена словами - «герб» + «щит». Т.е. любой герб, размещенный не на щите (на печатях, кольцах, посуде) и любой щит, не несущий на себе герба, не имеют к основе геральдической системы изображений - прямого отношения, поскольку могут существовать самостоятельно и применяться в других сферах символики.

В подлинной рукописи иерусалимского короля Рене д, Анжу, хранящейся в Государственной Парижской библиотеке, по поводу гербов говорится следующее: «Герб должен быть непременно кожаный и крепко набит волосом или шерстью, по крайней мере в толщину меча; на гербе должен быть изображен шлем со всеми его атрибутами; сверх намета должен быть еще герб, а вокруг него – бурелет или жгутик какого угодно цвета, толщина также может быть по желанию рыцаря»[3]. Из приведенного примера видно, что в начале установления геральдических правил, слова герб и щит были неразрывны и взаимозаменяемы. Такое совпадение не вносит ясности в существующее положение вещей. Для точного определения свойств вещи, эти слова не следует совмещать преждевременно.

«Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, графа анжуйского, а самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом»[4]. Установленные европейскими специалистами даты первого описания геральдического герба и первого изображения геральдического щита, позволяют определить начальную черту во времени, ранее которой никакие разговоры о какой-либо «геральдике» не могут иметь места. То есть и щиты, и рисунки на них были и до XII века, но они были самостоятельными (индивидуальными, личными, семейными, клановыми, племенными и т.д.), а значит – не входили, в оформленную позже, условную систему правил, которая получила собственное отличительное имя – «геральдическая». Поэтому, словосочетания: геральдика викингов, геральдика древнего Египта, дохристианская геральдика и, для России, церковная геральдика – заблуждение.

«Во многих славянских наречиях встречаются слова: herb, erb, irb, герб, - в значении наследник или наследство, что и подало повод искать сродства его с немецким erbe, французским heritage». «Слово герб, общеславянское название наследственных эмблем …»[5].

Точность терминов (границ) определяется только по ответам на вопрос: совпадает ли имя рассматриваемой нами вещи – с самой вещью? Да или Нет. Из чего следует:

«Да» – любая вещь: предмет, рисунок или слово (имя), полученная напрямую от ее владельца, т.е. унаследованная (например – прозвище и/или его, прозвища, знак-рисунок) – герб.

«Нет» - любая вещь, полученная не от владельца, «не наследство», т.е. – не герб.

Обычно, для получения наследства, требуется объявить на него свои права, которые в европейской геральдической системе определяются по следующим разрядам:

1.      Гербы коронованных глав (armoiriesdelasouverainete– верховных, высших, суверенных).

Гербы коронованных особ часто составляют одновременно и гербы тех государств, которыми управляют эти лица[6].

2.      Гербы притязаний (armoiriesdepretention– претензия, притязание).

Государи часто прибавляли к гербам своих областей и гербы тех стран, на которые эти государи имели притязание, потому что этими странами владели их предки, хотя позднее они и были отторгнуты, но царствующие государи еще вполне не отказались от них[7].

3.      Гербыдарений(armoiries de concession – уступка).

В награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы; этим объясняется то обстоятельство, почему в гербах некоторых лиц из французской знати мы встречаем лилии, а в гербах некоторых русских вельмож – государственного двуглавого орла[8].

4.      Гербы от патронов (armoiriesdepatronage– покровительство, шефство).

Должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, получали от своих патронов и прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства[9].

5.      Гербы семейные (armoiriesdefamille– семейный, домашний, фамильный).

Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой[10].

6.      Гербы брачные (armoiriesdealliance– союз, обручальное кольцо).

Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом[11].

7.      Гербы усвоенные (armoiriesdesuccession– последовательный).

Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти[12].

8.      Гербы выбранные (armoiriesdechoix– отборный, выбор).

Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие[13]. Этого рода гербы по большей части так ясны, что по ним можно читать историю лица и его фамилии (armoiriesparlantes– говорить)[14].

9.      Гербы общеcтвенные (armoiriesdecommunaute– сообщество, содружество, община).

Это гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций[15].

В Англии первой корпорацией, получившей герб, была Мануфактурная компания; произошло это 10 марта 1439 года[16].

10.  Гербы городов.

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Древние египтяне испещряли иероглифами храмы, дворцы и памятники. Евреи также всегда распознавали свои двенадцать колен по условным знакам. Ассирийцы изображали на своих знаменах голубя, потому что эта птица на их языке называлась именем знаменитой в свое время царицы Семирамиды. Мидийцы и персы изображали на своих знаменах золотого орла; афиняне чеканили монеты с изображением совы, а карфагеняне – с изображением конской головы[17].

В Англии, в 1538 году городу Глочестеру был выдан первый гражданский герб[18].

Во всех вышеприведенных разрядах не слишком заметна одна, как бы сама собой разумеющаяся, особенность. Геральдическими гербами владели  только лица, принадлежавшие к дворянскому сословию, первыми из них – были правители земель и населяющих их народов – императоры, короли, князья, графы и т.д. И именно они, в пределах своих территорий, открывали королевские университеты, утверждали гербы городам и отдельным родам и лицам.

Российская история геральдических гербов началась почти на 600 лет позже европейской, с основания Российской Герольдмейстерской конторы – в 1722 году. Соответственно местным правилам – выдача геральдических гербов утверждалась только Государями (=Монархами) России, т.е. изначально была - Государственной.

11.  Гербы простолюдинов.

 

Гербы простолюдинов


Во всех феодальных государствах Западной Европы простой класс народонаселения, чтобы уменьшить значение рыцарского герба, присвоил себе герб с необходимыми его атрибутами, с девизами, шлемами и т.п. У представителей сословий, цехов, знамена с изображением того святого, которого они считали своим покровителем, с эмблемою и надписью, занятию и образу деятельности их соответствующими, появились ранее, чем у частных людей (roturiers). Ремесленники, не умевшие подписать свое имя, изображали вместо того отличительное орудие своего ремесла, до нас дошло много актов, подписанных фигурами молота, ключа, подковы, колеса; а рядом с этими изображениями нотариус или другое должностное лицо отмечал имя плотника, слесаря и т.п. Эти же фигуры помещались на щитах и принимали форму гербов. Они по большей части переводят на геральдический язык ремесло, занятие лица или его имя и прозвание (armoiriesparlantes– герб говорящий)[19].

 

С 1722 года и по настоящее время – Россия таких геральдических гербов – не имеет.

 

Необходимой составляющей геральдической системы (герб + щит) являются:

Геральдические (оповещающие) цвета.В геральдическом искусстве применяется два благородных металла (две металлические краски) – золото и серебро, которые в  цветном рисунке (но не в словесном описании) позволительно заменять на простые цвета (но не наоборот) – желтый и белый. «Золото, цвет желтый, который в гербах принцев (= князей) называется soleil(солнечный), в гербах пэров (= равных[20]) topaze[21]и во всех прочих (= дворян) – or(золотой). Серебро, цвет белый, называемый в гербах принцев lune(лунный), в гербах пэров perle(жемчужный), а во всех прочих argent(серебряный)[22]». Столь сложное толкование цвета принадлежит позднему средневековью, когда уже «гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле»[23].

Имена (названия) этих двух металлов, золота и серебра, являются единственным определяющим признаком, по которому можно отнести какое-либо цветное изображение (или его цветоописание) к геральдическому или к иному – цветовому набору.

Например: в Российском историческом описании трехполосого бело-сине-красного флага, белая полоса никогда не была записана как – серебряная. Следовательно, он составлен обычными красками, которые не являются – «геральдическими». Другой известный трехполосый флаг, черно-желто-белый записан в «Полное собрание законов Российской империи» так: «первая полоса соответствует черному государственному орлу в желтом или золотом поле (вторая полоса[24])… Нижняя полоса, белая или серебряная, соответствует… белому или серебряному всаднику (св. Георгию) в Московском гербе». Здесь только «набор красок» - и геральдический, и «гербовый» (=унаследованный), но сам флаг (т.е. весь знак, его строение, все его составляющие), без изображенного на нем «щита» - не геральдический.

 


В геральдике применяется ограниченный набор красок (эмаль, финифть, тинктура[25]) для изображений: черная, красная, синяя, зеленая. «Поле щита будет, говорили древние герольды: черно, как хорошо вспаханная земля, зелено, как растущая трава, и красно, как поле, упитанное кровью врагов[26]». И синее (русск. лазоревое[27]= голубое[28]) – как небо.

Геральдическое окрашивание напоминает аппликацию (=прикладывание[29]) из цветной бумаги (или ткани), где все цвета – сплошные. При этом нельзя налагать однородные цвета друг на друга, т.е. «металл на металл икраска на краску – не накладываются». Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики[30]. Но если бы случилось отступление от этого начала, то необходимо наследовать причину, всегда уважительную, нарушения правила. Например: Когда на Востоке было основано новое государство, для которого надобно было сочинять герб, «…Чтобы придать древнему Иерусалиму («Священному городу») уникальный статус»[31], долженствовавший принадлежать и Готфриду Бульонскому, собравшиеся бароны дали ему серебряный щит с золотым крестом, окруженным четырьмя золотыми же крестиками, и отступление сделано для того, чтобы отдаленное потомство добивалось до причины, по которой даны ему armesaenquerre[32](гербы исключительные)[33]. Нормальным исключением из правила, будут «языки, когти, клювы, чешуя и проч. у фигур негеральдических (например: 

зверей, птиц) и фигур обрамляющих (щит)»[34], указанные части которых при необходимости, могут накладываться металл на металл и краска на краску.

Все применяемые цвета (и металлы) не имеют оттенков, т.е. применяются «чистые» цвета. Это значит, что в письменное (словесное) описание рисунка не должны попадать слова: темно-красный, светло-синий и т.д., а только: красный, синий и т.д.  При окрашивании фигур и знаков на щите, это же правило не допускает «живописных» переходов, в пределах одного цвета  (полутонов, рефлексов, теней). Что и отличает «геральдику» от «живописи».

Столь скромный набор красок, стеснял фантазию поздних герботворцев. К нему был добавлен  пурпур. Который «изображался то лиловым, то лилово-красным, то темно-синим и других оттенков. Такое различие происходило главным образом оттого, что настоящий, естественный цвет пурпура, добывавшегося в древности из двух различного рода раковин, встречающихся в Средиземном море, действительно был двоякий: так называемый аметист – более тёмный, фиолетового оттенка, и Тирский пурпур – огненно-красного цвета»[35]

В Российской геральдике пурпуром называется соединение красного и синего цветов. Т.е. любая краска, содержащая красный+синий цвета (фиолетовый, лиловый, сиреневый) – это пурпур. Этот цвет является нормальным (установленным, разрешенным) исключением из правила наложения краски на краску, которое «не распространяется на пурпуровый цвет, он употребляется как с финифтью (краской), так и с металлом»[36].

Неумение правильно пользоваться достаточным набором красок, привело к тому, что в разных странах Европы стали вводиться дополнительные «геральдические» краски, которые лучше всего соответствуют слову «примесь» (англ. – тинктура), поскольку не входят в число основных (общепризнанных) геральдических красок (цветов, колеров). Так в Англии, в позднем средневековье, были добавлены три «цвета позора»: тенне (темно-желтый или оранжевый), сангуин (кроваво-красный) и мюррей (багровый)[37]. В немецкой геральдике вошли в употребление несколько второстепенных и составных цветов: железно-серая, пепельная, земляная, коричневая и водянолубая, или стальная[38].

В качестве специального (универсального) цвета, для различных фигур, было принято слово «натуральный» (правильный[39], природный, настоящий). Геральдист прибегает к натуральным цветам лишь в тех случаях, когда это вызывается действительной необходимостью, например, когда, по особому указанию, в гербе следует изобразить какое-либо животное, известное растение или часть человеческого тела, тем цветом, который им свойственен в природе. Древние геральдисты применяли вместо натуральных, по старинному правилу, ближайшие подходящие к ним (геральдические) цвета. Так, например, олени, собаки, быки изображались обыкновенно черными или красными, львы – золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными, впрочем, эти последние  нередко изображались в старину и натурального (телесного) цвета[40].

Натуральными являются также два извещающих (= геральдических) меха.

Горностай удостоился такой почести, потому что служит символом чистоты. «Маленький этот зверёк до того чистоплотен, что лучше даст себя поймать, чем перейдет через мокрое или нечистое место, чтобы не замарать своего хорошенького меха»[41]. Изображается натурально, в виде черных хвостиков по серебряному меху[42]. И условно (т.е. геральдически), в виде черных пятнышек, схожих с крестиками, заканчивающихся к низу тремя острыми кончиками, на серебряном поле[43].

 

 

Беличий мех. «Рыцарь снимал свои тяжелые наружные доспехи, а затем дамы накидывали ему на плечи богатую мантию на беличьем меху. Если рыцарь был сыном короля или принца, то ему надевали мантию из красного сукна как знак его царского происхождения»[44]. Название levair, беличий мех, происходит оттого, что составляется из кусочков разных (натуральных) меховых шкурок белых (с брюшка[45]) и голубых (со спины), расположенных попеременно (devariiscoloribus)[46], от латинского varius(различный, меняющийся)[47]. Натуральный вид беличьего меха весьма схож с мехом горностая, отчего почти не применяется. А геральдическое, условное изображение беличьего меха, так не напоминает мех, что уже в XIVвеке именуется «железными шапочками» по сходству с формой боевых шлемов того времени[48]. Горностаевый и беличий меха – не являются исключением из правила: металл на металл и краска на краску – не накладывать: «Если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура или знак, покрывается краской или мехом»[49]. Очевидно, что меха приравнены к краскам.

Для природных красок (минеральных и органических, но не для «мехов») и естественных благородных металлов - в геральдической системе принято их замещение.

Наиболее ранним во времени (истории) и удобным (быстрым, по времени исполнения) было буквенное условное обозначение цвета. Для этого следовало нарисовать линейный (контурный) рисунок, а ограниченные черными непрерывными линиями свободные участки поверхности (зоны) обозначить первой (большой, заглавной) буквой названия цвета, металла или меха. Разумеется, что мастера европейской геральдики использовали для обозначения тот язык, на котором говорили сами, и сокращенные до одной буквы слова без труда мог понять любой, одноязыкий с мастером, художник. Сложности происходили при прочтении сокращений художниками другой страны. «Так, черный цвет во французских гербах обозначался буквой N(noire), в немецких – буквой S(schwarz), в английских – буквой B(black) и т.д. После Вестфальского мира 1648 года, когда все дела приводились в Европе в относительный порядок, было принято правило, обозначать цвет в геральдике порядковыми буквами латинского алфавита, единое для всех стран: A– красный, B– синий, C– зеленый, D– черный, E– золотой, F– серебряный, G– пурпур»[50].

В России был иной алфавит, кириллица, и поэтому цвета (колеры) в прорисовках российских гербов обозначались сокращенными русскими словами (а не буквами) вплоть до 1917 года.

 


«Впервые в Западной Европе штриховое изображение цвета появилось около 1500 года, но вплоть до середины XVII века к этому приему прибегали всё же крайне неохотно»[51]. В 17 веке писатель-иезуит Сильвестер Петра Санкта[52] окончательно отделал и подробно изложил геральдическую терминологию[53] по замене цветных красок – условной штриховкой. Количество переведенных цветов соответствовало условно-буквенному набору.

«Только натуральному цвету не была присвоена ни определенная буква, ни полная штриховка, т.к. в то время, когда эти правила утверждались, натуральный цвет в геральдике еще вообще не допускался и не признавался. Лишь позднее, в конце XVIII– начале XIX века, было принято правило для передачи натурального цвета графически, оставлять поле белым, но, чтобы не путать его с серебряным, наносить на него так называемую «тень», то есть очень легко и чуть-чуть штриховать лишь геральдически левый край такого поля или фигуры»[54]. «Правую и левую сторону щита принято в геральдике определять от лица, якобы несущего щит, т.е. обратно зрителю»[55].

Соответственно качеству, «натуральный» цвет и его разновидность «телесный» цвет - стали нормальными исключениями, наравне с пурпурной краской. Т.е. «Телесная и натуральная финифти, помещаются безразлично на металле или финифти»[56].

А для неопытных геральдистов был и добрый совет: «В геральдике допускаются также и натуральные цвета, но с крайней осторожностью и преимущественно в отношении только телесного цвета»[57]. Что скрывается за этим предупреждением? Немногое, но очень существенное. Любая фигура или знак выполненные чистыми красками или правильной штриховкой – сохраняют возможность иносказания, т.е. объяснения через нематериальные качества, свойства. 

Появление «теней» в черно-белом штриховом изображении переводит любую фигуру и её имя в приземленное, совершенно материальное значение – «натуральное», т.е. натуральный конь – это просто обычный конь из мяса и костей и так далее. 

 

Теневая штриховка в цветном изображении дополняет имена и их рисунок, словом - «теневой» (теневой конь, теневой всадник, теневое золото, теневое оружие и т.д.). В немецкой геральдике допускается, условно так называемый, теневой цвет. При котором цвет щитового поля, так сказать, просвечивает через фигуру, т.е. (именно) фигура льва имеет подобный теневой цвет[58]. Т.е. не имеет своего цвета.

 

 

Неизменную основу российской геральдической системы изображений составляют – право на герб; красочный рисунок герба и/или письменное (словесное) описание составляющих его знаков и признаков – согласно геральдическим цветам; и размещение цветного (или условно обозначенного) рисунка герба на поверхности щита.

Или проще: право на гербовый геральдический щит. И «Должно заметить, что наши гербы прошлого столетия, обыкновенно состоят из одной внутренней части, т.е. щита»[59].

 


[1] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", М., 1990, С. 229.

[2] Джон Фоли «Энциклопедия знаков и символов», М. 96, стр. 200.

[3] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., 1996, С. 127.

[4] Джон Фоли «Энциклопедия знаков и символов», М., 1996, С. 199.

[5] А.Б. Лакиер «Русская геральдика», М., 1990, С. 132.

[6] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 81.

[7] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 81.

[8] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 82.

[9] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 82.

[10] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 82.

[11] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 82.

[12] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 82, 83.

[13] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 83.

[14] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 35.

[15] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 82.

[16] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 200.

[17] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 74.

[18] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 200.

[19] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 54.

[20] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 536.

[21] Топаз – драгоценный камень. /«Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 645.

    Тopaze – золотисто-жёлтый цвет. /«Французско-русский словарь» В.Г.Гак,Ж.Триомф,Г.Г.Соколова и др., М., Русский язык, 1991, С. 981.

[22] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 32.

[23] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 291.

[24] Примечание автора.

[25] Тинктура – англ. «примесь». / Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 201.

[26] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 28.

[27] «Гербы городов, губерний, обл. и посадов Российской империи» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 3.

[28] В.К. Лукомский и барон Н.А. Типольт «Русская геральдика», репринт ГПИБР, М., 1996, С. 32.

[29] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 64.

[30] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 80.

[31] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 201.

[32] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 33, 34.

[33] «Гербы городов, губерний, обл. и посадов Российской империи» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 8.

[34] «Гербы городов, губерний, обл. и посадов Российской империи» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 8.

[35] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 137, 138.

[36] В.А. Шаповалов «Основы российской геральдики», Белгород, «Везелица», 1997, С. 15.

[37] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 201.

[38] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 138.

[39] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 201.

[40] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 138, 139.

[41] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 34.

[42] «Гербы городов, губерний, … и посадов Российской империи» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 4.

[43] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 145.

[44] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 61.

[45] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 145.

[46] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 34.

[47] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 145.

[48] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 146.

[49] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 79.

[50] В.В.Похлебкин «Словарь международной символики и эмблематики», М., Междунар. отношен, 1995, С. 488.

[51] В.В.Похлебкин «Словарь международной символики и эмблематики», М., Междунар. отношен, 1995, С. 488.

[52] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 201.

[53] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 32.

[54] В.В.Похлебкин «Словарь международной символики и эмблематики», М., Междунар. отношен, 1995, С. 488.

[55] В.К. Лукомский и барон Н.А. Типольт «Русская геральдика», репринт ГПИБР, М., 1996, С. 34.

[56] «Гербы городов, губерний, …  и посадов Российской империи» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 8.

[57]В.К. Лукомский и барон Н.А. Типольт «Русская геральдика», репринт ГПИБР, М., 1996, С. 33.

[58] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 143.

[59] «Гербы городов, губерний, … и посадов Российской империи» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 38.

 

 

 

 

 
Back to top