История того или иного места на поверхности Земли, начинается с его имени (названия), ведь мест без имени – намного больше. Местное имя может сохраняться долгое время – если оно уместно, т.е. сохраняет в себе явные (видимые) местные признаки и если оно известно, т.е. когда жители очень отдаленных мест называют его – местным именем, а не заменяют на иное. Носила ли московская земля свое имя столетиями и именовалась ли, как и многие иные сырые места (На диалекте вятичей: «москъвь» - «влага, вода, река». В начале нашей эры предки вятичей жили в Западной Европе, следы их пребывания остались в названиях рек в Германии и Польше – Москава, Московица[1]),считалась ли мелководьем («Моска ва» - «коровья вода») или медвежьим углом («Маска ава» - «медвежья мать»), много ли было местных жителей или не много - не так уж и важно. Это было просто «место», которое, до определенного времени, не имело никакого общественного значения. Перемены в окружающей жизни принесли изменения и этому месту. «Приди ко мне, брате, въ Москову»… «Буди, брате, ко мне на Москву». Это было 4 апреля 1147 г., в пятницу на пятой неделе Великого поста, накануне праздника Похвалы Богородицы[2]. Таково первое и самое достопамятное летописное слово о Москве. С тем словом первый же устроитель древне-суздальской земли, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий, посылал звать к себе на честной пир дорогого своего гостя и союзника, Северского князя Святослава Ольговича, того самого Святослава, сын которого Игорь прославился в последующее время несчастным походом на Половцев (в 1185 г.) и воспет в знаменитой песне о полку Игореве[3]. Итак, княжеская История Москвы начинается от первого упоминания о ней летописи в 1147 году[4].

Через 10 лет, в 1156 г. князь Юрий Долгорукий или собственно Андрей Боголюбский устроил из своего села город, т.е. обнес село крепкими, хотя и деревянными стенами, то это значило, что Москва становилась уже не княжеским селом, а целым полком княжеской военной дружины. В то время город и дружина-полк были однозначущи[5], а господствующим населением города становятся уже не княжеские дворовые слуги, но дружинники, дружинное боярское сословие со своим тысяцким во главе или боярином-воеводой. С устройством города к нему мало-помалу стало тесниться и окрестное население, стало садиться вблизи его стен, водворяя, таким образом, зародыш будущего обширного Посада[6]. Вначале Москва была только пригородом Владимира и только с 1272 г., когда уже 10-летний Даниил Александрович (младший сын Великого князя Александра Невского) основался в своем городе самостоятельным князем, настало быти уже непрерывное Княжество Московское[7]. Т.е. город получил своего Князя, а князь – свой Город. В 1325 году святитель Петр перенес первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву[8]. После перенесения иконы Владимирской Богоматери из Владимира в Москву, в 1395 г., считается, что Москва становится столицей русского государства[9]. Но, это неверно, потому что вплоть до царствования Алексея Михайловича (1645-1676), в титуле (=написании) русских царей Москва по-прежнему была вторым городом: «…всея Руси Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский…»[10].

Последующие перемены окружающей жизни, отражались и на московском княжестве:

В 1448 г. образована русская церковная автокефалия (=самоглавенствие).

В 1453 г., после взятия Константинополя турками, пала Византийская империя.

В 1472 г. Великий князь Московский и всея Руси Иоанн IIIВасильевич вступает в брак с племянницей последнего Византийского императора Константина XII Палеолога, Софией (Софьей) Палеолог.

 

Отсюда начинается история первого московского герба:

В 1491 г. построены Фроловские ворота Московского Кремля: «в том виде, как обыкновенно строились городские ворота, без высокой башни, какая существует теперь. Они представляли стенообразную постройку на четыре угла, с шатровою кровлей, наверху которой стояла небольшая башенка с небольшою главою, над которою высился большой двуглавый орел»[11].

В 1497 г. Великий князь Московский Иоанн III Васильевич принимает на себя царский титул (государь) и вводит в употребление государеву (т.е. собственную) печать с изображением двуглавого орла.

Через 148 (!) лет, в 1645 г. в титуле царя Алексея Михайловича Москва впервые называется прежде других городов: «…Всея Великие и Малые и Белые России, Самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский…»[12]. Москва действительно становится столицей Руси.

В 1672 г. «состроена была» Большая государственная книга или «Титулярник» с изображением 33 гербов царств, княжеств и земель, названия которых входили в царский титул[13]. В этом первом официальном гербовнике, изготовленном русскими мастерами Посольского и Оружейного приказов при царе Алексее Михайловиче, двуглавый орел «написан золотом, кроме плечевых перьев, окрашенных серебром»[14], а между головой и крыльями орла написано «Московский». Следовательно, коронованный двуглавый золотой орел без нагрудного щитагерб города Москвы. Т.е. был гербом Москвы с 1672 года, и, соответственно, в Москве с середины XVIIв. пробирные клейма (печати), которыми клеймились изделия из драгоценных металлов, были в виде двуглавых орлов с датой славянскими буквами или арабскими цифрами, ставилась также буква «М» - Москва. В 30-х гг. XVIIIв. на клеймах города - те же двуглавые орлы, однако внизу выгравировано полностью слово «Москва». Только с 1741 г. поверхность пробирного клейма занимает всадник, поражающий копьем дракона[15].

Из вышеизложенного очевидно, что с 1491 г. до 1741 г., т.е. в течение 250 лет, переходящим от пожара к пожару, наследуемым знаком, гербом города Москвы был двуглавый орел – видимый признак церковного родства с Византией по вероисповеданию и видимый признак кровного родства между византийскими и московскими государями. Не стоит также забывать, что на московском престоле не было великих князей, царей, императоров и их жен – не православных, и то, что герб того времени не был - геральдическим.

Фигура московского всадника имеет свою историю:

Первые изображения пеших воинов, змееборцев с копьями, с конями, а в дальнейшем и на конях, обнаруживаются на древних печатях и монетах русских удельных князей. На протяжении всего 15 в. изображения всадника все чаще имеют на голове корону и надпись «кн», «к» (сокращенное «князь»)[16]. И до начала 18 в. всадники на русских печатях и монетах сохраняют вид коронованных (венценосных) змееборцев, с соответствующими объяснениями. Так Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха во время путешествия в Россию, в середине XVII века, отмечал, что царь Алексей Михайлович (отец Петра I) «выпустил новую монету… со своим изображением на коне…». Далее описывается «печать на золотых грамотах, клеймах, копейках и проч. – с одной стороны двуглавый орел, а с другой царь верхом на коне, под ногами которого что-то вроде дракона, коего он поражает копьем, как св. Георгий», и красная сургучная печать, на которой «двуглавый орел и посредине его царь верхом»[17]. И только иностранцы упорно называли русского всадника святым Георгием, не зная, что: «Святой Георгий олицетворяет в «Титулярнике» земли карталинских и грузинских царей»[18].

Замена гербовой фигуры и смена имени всадника – имеют свою историю:

Перемена знаков - двуглавого орла на фигуру Св. Георгия, для Москвы, была вызвана преобразованиями царя Петра Алексеевича. Около 1688 года юный Петр I ходит по реке Яузе, а в дальнейшем по Переяславскому  озеру, под флагом «царя московского». Первоначальное описание царского штандарта, размером 4,6 х 4,3м, следующее: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской коруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным св. Георгием, без змия»[19]. Продолжая это направление, Петр I, приблизительно в 1712 - 1718 гг., писал:  «Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет начало свое оттуду, когда Владимир, монарх расииски, свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирския князи возимели себе сей герб С.Егория, но потом ц. Иван Ва., когда монархию, от деда его собраную паки утвердил и короновался, тогда орла за герб империи Росиской принял, а княжской герб в груди оного поставих»[20].

С 1712 года полки Русской армии получили новые знамена, на которых помещался герб того города, где должен был стоять полк. На знаменах Московских пехотного и драгунского полков было помещено изображение святого Георгия[21].

В 1722 году Петр I издал указы о создании Герольдии, введении должности герольдмейстера и определении на службу в Герольдию специального человека «для сочинения гербов»[22]. «Московская Русь» становится «Россией» и в ней впервые начинают заниматься геральдикой. Первым герольдмейстером стал стольник С.А. Колычев, человек, которому царь особенно доверял. Пьемонтский дворянин граф Франциск Санти, знаток геральдических наук и художник, служивший прежде гофмаршалом и тайным советником у ландграфа Гессен-Гомбургского, а ныне выехавший в поисках службы в Россию, получил чин полковника русской службы и 12 апреля 1722 года был зачислен в Герольдию «товарищем герольдмейстера»[23]. В сентябре 1722 г., «Герб его императорского величества с колорами или цветами своими» описывался так: Поле золотое, или желтое, на котором изображен императорский орел песочной, т.е. черной, двоеглавой...  На орловых грудях изображен герб великого княжества Московского... на котором изображен Святой Георгий с золотою короною…»[24].

На этом петровская эпоха (время царствования с 1689 по 1725 гг.) заканчивается, а ее итогом, в государственной (т.е. в государевой) символике становятся: черный двуглавый орел – как: «Герб его императорского величества» и Святой Георгий с золотой короной – как: «герб великого княжества Московского...».

Сенатский указ[25] от 11 марта 1726 г., при Екатерине I, закреплял цвет поля для изображений в государственном гербе (щите): «... орел черный… в желтом поле… в нем ездца в красном поле»[26]. Это цвета негеральдического герба, т.к. поле желтое, а не золотое.

Высочайшим указом Верховного тайного совета от 10 июля 1728 года, при Петре II, определен рисунок государственного герба, где: «В середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое»[27]. Опять негеральдическое описание герба.

Наиболее ранний, изображенный рукой графа Санти акварельный рисунок 1730 года, это «герб для знамен Московского полка», ныне находящийся в санкт-петербургском Эрмитаже[28]. Какое отношение имеет воинский знак московского полка к знаку города, становится ясно из указа Правительствующего Сената от 8 марта 1730 года. «По ним (рисункам Герольдии) следовало изготовить для полков знамена, а для Губернаторов печати»[29]. Увидеть в этом рисунке «щит», можно только при большом воображении.

 

 

При Екатерине II, по указу от 20 декабря 1781 г. «в средине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтой же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное»[30]. Это, не геральдика.

В 1770-1780-е годы «товарищем герольдмейстера» служил подполковник И.И. фон Энден, строевой офицер, прошедший службу во фрунте от солдата до майора[31]. Благодаря его стараниям город Москва впервые получил свой (городской) герб: «Святой Георгий на коне против того ж, как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия»[32]. И это описание далеко от геральдических правил.

Но, приблизительно, через… 76 лет началось то, что называется геральдикой – т.е. пришли в соответствие все геральдические составляющие, и вид, и описание изображений, и они утверждались в качестве «гербов» – Государями.

8 декабря 1856 года Московская Губерния получила свой герб: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряной тканью, с золотою бахромой, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями дракона, золотым с восьмиконечным крестом наверху, копьем»[33].

16 марта 1883 года Московская Губерния получила герб своей столицыМосквы: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряной тканью, с золотою бахромой, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями дракона, золотым с восьмиконечным крестом наверху, копьем»[34]. Как можно видеть, описание герба – точно такое же, как и у губернского герба, а вид (рисунок) – другой.

 

 

Общая история московского наследственного знака, т. е. - герба, выглядит так:

Впервые, с 1491 по 1935[35] гг. – (444 года) двуглавый орел греко-русской церкви обозначал место, Московский кремль, её пребывания (1917-1935 гг. – по факту расположения).

Впервые, с 1672 по 1741 гг. – (69 лет) двуглавый орел записан в «Титулярнике», и его фигура употребляется как герб (знак, клеймо) города Москвы.

Впервые, с 1561 по 1721 гг. – (160 лет) царь (всадник) броня, защита православия (золотого двуглавого орла).

Впервые «всадник», т.е. «царь», изображен в геральдическом щите на печати Лжедмитрия I, в 1604 году.

Впервые, в 1688 году – всадник, с именем Св. Георгий, как щит православия (золотого двуглавого орла) на личном флаге «царя московского» - юного Петра I.

Впервые Св. Георгий изображен на щите Московского княжества, на печати Петра I, в 1721 году.

Впервые Св. Георгий изображен в фигурном щите для герба Московского полка и Московского губернаторства, в 1730 году.

Впервые, в 1741 году – Св. Георгий изображен на пробирных клеймах московских монетных дворов.

Впервые Св. Георгий изображен в щите для герба города Москвы, в 1781 году.

Впервые Св. Георгий изображен в щите для герба Московской Губернии в 1856 году, с правильным геральдическим (поэтому и не включенным в описание) поворотом.

Впервые Св. Георгий изображен в щите - для царства Грузинского в 1857 году, т.е. двуглавый орел был защищен двумя щитами со Св. Георгиями: московским, в красном поле – на груди и грузинским, в золотом поле – на крыле, оба - с правильным геральдическим поворотом.

Впервые Св. Георгий изображен в щите для столицы Московской Губернии, с правильным геральдическим поворотом, в 1883 году.

В «советское» атеистическое время фигуры Святых людей и знаков - не применялись.

В 1990-х годах о них вспомнили, как о противовесе «советской культуре» и начали «возрождать» и «восстанавливать» «духовность общества», но странным образом. Что, естественно, отразилось и на «восстановленных гербах».

Впервые, (с 1722 г.) Св. Георгий потерял свою святость на московском «гербе» - в ноябре 1993 года[36]. Когда был записан как «Георгий Победоносец».

Впервые, (с 1722 г.) Св. Георгий потерял и своё имя на Российском «гербе» - в декабре 1993 года. Когда был записан как «всадник, поражающий копьем дракона»[37].

Впервые, (начиная с 1993 г.) у московской земли (территории) и земель России – два «потерянных» наездника: один потерял святость, а другой и святость, и имя.

 

 

Словарь видовых определений (терминов, границ):

Элементы– самые мелкие неделимые, целые графические части изображения. Из них складываются «знаки». Элементами для рисунка, цифр и букв, являются точки и линии.

Знаки– слова и фигуры, имеющие постоянное общее имя, название. Они состоят из одного простого слова и одной простой фигуры, носящие одно и тоже имя, название. Основные цвета: черный, белый, красный и т.д. – знаки. Знаки для слов – буквы. Знаки для чисел – цифры.

Символы– слова и фигуры, сложенные из знаков. Они состоят не менее чем из двух слов или двух знаков. Сложенные (сложные) цвета: оранжевый (красный + желтый), фиолетовый (красный + синий), голубой (синий + белый) и т.д.  - символы. Правила символики одинаковы для всех видов изображений: для церковных, для живописных, для геральдических, для архитектурных и т.д., и т.п.

Признаки– (при знаке) знаки, меньшие по размеру или знаки дополняющие качества (например - цвет), а также части большего (основного) по размеру знака или символа.

Эмблемы– разновидность символов, т.е. символы другого вида. Это рисунок вместе с надписью (с одной или несколькими буквами; с одним или несколькими словами), реже – надпись: слово или буквы (без рисунка), но особого вида и/или цвета.

Герб– любая вещь: предмет, рисунок или слово (имя), полученная напрямую от ее владельца, т.е. унаследованная (например – фамилия и ее знак). Вещь, полученная не от владельца – не герб, т.е. «не наследство».

Гербовое право– право иметь герб, признаваемое местным Монархом.

                               


Гербовый знак.Одежды, знамена, пуговицы и т.д. – на которых нанесен рисунок герба, но без щита (не на щите).

 

Гербовые цвета.Два – три цвета из рисунка герба, занимающие наибольшую видимую поверхность. В геральдическом наборе – обязательно присутствует один из металлов.

Герб геральдический– любой знак или символ, унаследованный и изображенный на настоящем или нарисованном (условном) щите геральдическими цветами.

Геральдический знак– любой, не унаследованный знак нарисованный геральдическими красками на щите или его условном изображении. А также любая вещь, имеющая на себе изображение одного или нескольких не унаследованных геральдических щитов.

 

 

 

Гербовая геральдическая одежда.Это изображение щита с геральдическим гербом – на одежде.

 

 

 

 

 

 

Геральдическое знамя.Знамя с изображением одного или нескольких геральдических щитов.

 

 

 

 

 

 

 

Девиз = надпись.

Геральдический девиз- краткая надпись на щите.


 

 

 

Геральдическая девизная лента.

Надпись, на ленте из гербовых цветов. Опора щита на ленту девиза – указание на правило, на которое постоянно опирается защитник. Надпись, расположенная около головы (щита или шлема) – его боевой клич. Эти надписи (=девизы) могут встречаться вместе или по отдельности. Цветная «девизная» лента, при ее прикладном применении, заменяет надпись, т.е. применяется вместо надписи. Например: в наградах.

 

 

 

 

Геральдическая эмблема. Рисунок с надписью или буквой - на щите, выполненный геральдическими цветами и металлами.

 

 

 

 


[1] В. Муравьев «Московские слова и словечки», М., «Изограф», 1997, С. 334, 335.

[2] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 4.

[3] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 1.

[4] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 5.

[5] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 66.

[6] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 67.

[7] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 69.

[8] «История русской церкви», М., И.О. Спасо-Преображенск. Валаамского монастыря, 1991, С. 151.

[9] В.А. Лебедев «Державный орел России», М., «Родина», 1995, С. 112.

[10] В.А. Лебедев «Державный орел России», М., «Родина», 1995, С. 121.

[11] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 186.

[12] В.А. Лебедев «Державный орел России», М., «Родина», 1995, С. 122.

[13] В.К. Лукомский и барон Н.А. Типольт «Русская геральдика», репринт ГПИБР, М., 1996, С. 8.

[14] «Гербоведъ»№14 (2/1997), М., РГК, С. 8.

[15] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 80.

[16] Альманах «МАРС» №1, М., Стиль, 1997, С. 7.

[17] «Святой Георгий Победоносец», Г. и Т. Вилинбаховы, С-Пб., «Искусство-СПБ», 1995, С. 27.

[18] Справка Геральдической комиссии Отд. Истории АН СССР от 22.11.1990г., С. 3.

[19] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 113.

[20] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 12.

[21] «Святой Георгий Победоносец», Г. и Т. Вилинбаховы, С-Пб., «Искусство-СПБ», 1995, С. 28.

[22] В. Муравьев «Московские слова и словечки», М., «Изограф», 1997, С. 344.

[23] В. Муравьев «Московские слова и словечки», М., «Изограф», 1997, С. 344.

[24] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 45.

[25] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 159.

[26] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 48.

[27] «Дорогами тысячелетий», Кн. 4, сост. В.П. Янков, М., «Мол. гвардия», 1991, С. 66.

[28] В. Муравьев «Московские слова и словечки», М., «Изограф», 1997, С. 347.

[29] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. XVI.

[30] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 184.

[31] В. Муравьев «Московские слова и словечки», М., «Изограф», 1997, С. 348.

[32] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи», М., «Планета», 1990, С. 96.

[33] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи», М., «Планета», 1990, С. 185.

[34] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи», М., «Планета», 1990, С. 96.

[35] В.А. Лебедев «Державный орел России», М., «Родина», 1995, С. 118.

[36] № 674 – РМ; опубликовано в приложении к газете «Вечерняя Москва» за 15 декабря 1993 г.

[37]  «Российская газета» от 3 декабря 1993г., из нее рисунок и описание.

Back to top