За всю историю русской православной церкви не вышло ни одного альбома с образцами крестов, установленных на главах русских церквей. Это досадное упущение восполнялось некоторыми неизвестными добровольцами, собирателями церковной красоты. Приведенные ниже фотографии, малая часть большой коллекции (более 400 видов) такого подвижника, профессионального художника-фотографа – Энвера Ибрагимовича Шейдаева.

Ни христианская Церковь, ни цивилизованный Мир этого не видели.


 

г. Красноярск.

ц. Покровская. 1785-95 гг.

Основной.

Ростовская обл. г. Старочеркасск.

Воскресенский собор. 1706-19 гг.

Основной.

Ростовская обл. г. Старочеркасск.

Воскресенский собор. 1706-19 гг.

Боковой.

Ростовская обл. г. Старочеркасск.

Воскресенский собор. 1706-19 гг.

Колокольня 1725-30 гг.

 

Тульская обл. г. Белёв.

Тульская обл. Белёвский р-н.

с. Николо-Гастунь.

ц. Никольская. XVII в.

г. Владимир.

Золотые Ворота. XII в.

Основной

г. Владимир.

Княгинин монастырь.

Успенский собор.

Основной

г. Владимир.

ц. Никитская 1762-65 гг.

Основной

г. Владимир.

ц. Никитская 1762-65 гг.

Колокольня

г. Владимир.

ц. Николы Мокрого. 1732-35

Основной

Владимирская обл.

г. Юрьев-Польской.

Георгиевский собор.

Основной

Вологодская обл.

г. Устюжна.

Кладбишенские ворота.

Основной

г. Нижний Новгород.

Печерский монастырь.

Колокольня

г. Нижний Новгород.

Печерский монастырь.

Вознесенский собор 1632 г. Основной

г. Вятка. Трифонов монастырь.

Успенский собор 1689 г.

Основной

г.Казань.

г. Москва. Белый город.

Высокопетровский

монастырь.

ц. Пахомия 1763 г.

Основной

г. Москва. Белый город.

Высокопетровский

монастырь.

ц. Петра Митрополита 1690г.

Основной

г. Москва. Земляной город.

ц. Николы "в Пыжах" 1657г

Основной

г. Москва. Леоново.

ц. Ризоположения

пр. Богородицы 1722 г.

г. Москва.

ц. Ризоположения. 1701 г.

Основной

Московская обл.

с. Чашниково.

ц. Троицы Живоначальной. 1585 г.

Основной

Московская область.

с. Николо-Архангельское.

ц. Николы. Начало XVIII в.

Московская обл.

с. Жилино.

ц. Успенская. 1754 г.

Московская обл.

с. Степановское.

ц. Рождества. XVII в.

Основной

Московская обл.

г. Сергиев Посад.

Троице-Сергиева Лавра.

ц. Иоанна Предтечи.

1699 г.

Московская обл.

г. Сергиев Посад.

Троице-Сергиева Лавра.

Успенский собор. 1585 г.

Основной

Московская обл.

г. Сергиев Посад.

Троице-Сергиева Лавра.

ц. Смоленская. 1748 г.

Московская обл.

г. Сергиев Посад.

ц. Введенская. 1547 г.

Московская обл.

Мытищинский р-н.

Марфино.

ц. Рождества Богородицы.

1701-07 г.

Моск.обл. Луховицкий р-н.

с. Дединово.

ц. Троицкая. 1700 г.

Основной

Моск.обл. Иосифо-Волоцкий

монастырь.

Успенский собор. 1692 г.

Основной

г. Псков.

ц. Анастасии Римлянки.

XV-XVII вв.

Основной

г. Казань.

г. Рязань.

Успенский собор. 1699 г.

Основной

г. Рязань.

Успенский собор. 1699 г.

Боковой

г. Рязань.

ц. Борисоглебская. 1686 г.

г. Рязань.

Спасский монастырь.

ц. Богоявленская. 1647 г.

Основной

г. Рязань.

Спасский монастырь.

ц. Богоявленская. 1647 г.

Боковой

г. Рязань.

Спасский монастырь.

ц. Спасапреображения.

1702 г.

г. Рязань.

ц. Входоиерусалимская.

XVII в.

Основной

г. Рязань.

ц. Святого Духа.

1642 г.

Тверская обл. с. Городня.

ц. Рождества

Богородицы. XV в.

Колокольня

г. Псков.

ц. Николы в Любятове.

Основной

г. Псков.

ц. Козьмы и Дамиана.

XV-XVII вв.

Основной

Псковская область.

г. Остров.

ц. Николы Чудотворца.

1541-42 гг.

Основной

г. С.-Петербург.

ц. Спас на Крови.

Мал. глава.

Владимирская обл.

г. Александров.

Успенский монастырь.

Троицкий собор. 1513 г.

Основной

 

Владимирская обл. г. Александров.

Успенский монастырь.

ц. Успения. XVI в.

Основной

Владимирская обл. г. Александров.

ц. Спасапреображения.

1742 г.

Основной

До 1917 года в России можно было видеть короны и на плечах воинов, т.е. на погонах некоторых полков, чьими шефами были правившие Государи - Императоры.

И на погонах тех полков, чьими шефами были члены Императорской Фамилии (т.е. – Семьи): братья, сестры, мать, жена, дети, племянники…

И на погонах тех российских полков, чьими шефами были герцоги, принцы, короли и императоры некоторых европейских правивших Домов.

При таком расположении – над литерами (< лат. lit/t/era= буква)[1] или над буквенными вензелями (< польск. wezel= узел)[2], короны точно передавали смысл: «Имя коронованного главы». А в сочетании с назначением предмета (т.е. погона): «Имя коронованного главы, поддерживающего русское оружие» (ружье, а в общем значении - армию).

Соединение (т.е. сложение = символика) корон с другими фигурами даёт, соответственно, другое прочтение. Также как и их соразмерность, и другие признаки совмещения.

 

Соответствие законам природы (= физике) принуждало художников располагать короны на естественной опоре: на головах или на шеях двуглавого орла. Но, понимая, что живому (хоть и необычного вида) существу в таком положении корону долго не удержать, находили другое, столь же естественное решение: и головы свободны, и корона крепко держится.

Но с возрастанием религиозных чувств, которые допускают любые чудеса, короны в православной России время от времени «воспаряли» над телами орлов, лишь иногда обозначая небесную (синяя, голубая) связь (лента) с короной Божьего помазанника – Императора.

 

Слово «защита» обычно передается однокоренным знаком (формой, фигурой) «щит» и чаще всего применяется в среде действующих воинов-защитников. Но их отношение к «короне» может быть отражено во взаимодействии этих двух знаков.

Т.е. «щит» может исходить как бы «от короны» и может служить ей опорой. В другом случае щит является очевидной и единственной опорой короны. А в третьем случае никакой прямой или близкой связи с короной – нет. Только слабо выраженное, но все-таки имеющееся, «указание» на неё, (формой щита – его верхним углом) т.е. в её сторону.

 

 


[1]«Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 368.

[2]В.В. Филатов «Словарь изографа», М., «Лествица», 2000, С. 32.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильное применение названий вещей заключается в правильном понимании их строения и сопровождающих признаков. Слово «корона» является, в русском языке, одним из нескольких имен – венка. Венок, сплетенный из цветов, цветов и трав или веточек деревьев, в разных сторонах Земли имеет местное звучание. В старой Руси его называли – венец, в современном языке - венок. В Греции – диадема. В Европе – корона. В Иудее – кетер и т.д.

Со временем, некоторые из этих слов приобрели в русском языке собственные признаки:

·         Венок – природный, сплетен из растений.

·         Венец – связан с церковью.

·         Диадема – женское украшение.

·         Корона – обязательно искусственная (из металла, стекла, бумаги и т.д.).

Но набор этих признаков относится к венкам – для головы (головным уборам).

 

Чаще всего по этому единственному признаку и применяется одно или другое название венка – произвольно, без учета признаков, литературно (т.е. без различия). Самым известным примером такого применения названия, является «венценосный журавль», потому что его голову «увенчивает» нечто, напоминающее корону.

 

 

А понимание того, что в основе своего строения всякий венок имеет форму «круга», позволило находить «круг» там, где в действительности его нет, но есть нечто, напоминающее круг. Круг, сплетенный светом. Слабым звездным светом. Звездный круг. Или – звездная «корона», как название небесного созвездия.

Чаще встречается правильное, то есть с соответствующими признаками, применение слова «корона» и его же изображения. Так, например, выражение «благородный слуга короны», может быть выражен рисунком, в котором присутствуют все три слова-признака.

1. Благородный.

2. Слуга.

3. Корона.

Первое слово присутствует в имени животного – благородный олень. Третье слово объяснения не требует. А второе слово может быть выражено только – местом. Ошейник может одеть только хозяин и только своему слуге (рабу). Он может и привязать, и приковать слугу. А когда служат не хозяину и не привязанными – служат «Короне» или точнее «служат в Короне», что и так заметно.

 

 

 

Найденное выражение «службы» оказалось весьма удачным, и было повторено в других фигурах. При желании можно увидеть (или посчитать) чья служба была длинней.

А в границах какой Короны проходила эта служба, станет понятно по названию буклета, из которого приведены эти изображения: «Medievalheraldry», Great Britain, 1996.

 

Само собой разумеется, что изображение короны применяется и в других местах. Христианская церковь и околохристианские учения не составляют исключения. Признак «коронованной головы», т.е. «коронованного главы» чаще всего связывается с именем Христа – как с Сыном Небесного Царя. В этом случае вполне достаточно чтобы «корона» имела самую простую и знакомую – остроконечную форму.

Совпадения в других качествах, требуют других форм. Например, «городская корона», которая в настоящее время считается исключительно принадлежащей «геральдике», была известна в Европе за много столетий до установления каких-либо «геральдических правил». И применялась вполне уместно. Так местности, носящие женские названия (Европа, Азия, Британия, Россия и т.д.), обычно изображались женскими же фигурами. Так же мог быть изображен и город с женским именем, например, Александрия. То, что Александрия не поле, а город, главный город (чего-либо), на голове женской фигуры устанавливался видимый признак – ограждающие его стены.

 

В русском языке слово «город» происходит от слова «огород» (ограда, ограждение и окружение оградой). Знак римского легиона лучше всего передаёт слово «соединение» (= легион). Т.е. сложенные вместе слова-признаки могли дать фразу: «Александрия, главный город … провинции, соединен с Римской Империей».

Не удивительно, что на западноевропейском тельном кресте двенадцатого века,  «городская» корона оказалась на голове Христа.

Выразить короче фразу «Царь города (Иерусалима)» - вряд ли возможно.

Разумеется, что формы «городских корон» не приняли какую-то единую форму, так как в разных местах городские стены имели собственные характерные, древние, а значит и узнаваемые, отличия. Изобретателями же «новых» видов «городских корон», обычно бывают люди, не знающие местной истории или из места, никогда не имевшего собственной ограды.

Церковные кресты, разного предназначения, также бывают украшены коронами.

Древний нагрудный (= наперсный) крест эфиопских коптов показывает и другую возможность короны, достаточно говорящую и русскому глазу. Сам крест сложен из треугольников (направлений с четырех сторон), соединенных в одном месте – под венцом (церковное название короны) содержащем внутри имя «Христос» (буква «Х») под собственной короной. При столь ясных (простых, однозначных) знаках, прочитать всю композицию (символику, сложение), не представляет особых трудностей:

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18. 20).

 Разумеется что выражение «Христос – первосвященник церкви» должно было найти свое изобразительное выражение. Самым простым решением было – украшение креста Христова – головным убором священника (митрой или клобуком). В средние века головные уборы западных и восточных священников мало отличались друг от друга своей формой, как это заметно по украшению на греческом кресте и по митрам английского (XIIв.) и немецкого (XIIIв.) архиепископов.

 

На русской земле изображение корон или священнических шапок на личных (шейных) крестах встречается крайне редко. Другое дело – кресты на храмах. Разнообразие корон столь велико, что пытаться как-то систематизировать их – затея долговременная и мало возможная. Но узнать среди них священнический клобук (шапку), какой носили новгородские архиепископы в XVв., можно вполне. Как и прочитать, что венец принадлежит Иисусу Назорею Царю Иудейскому.

 

 

 

 

А при добавлении «короны» - ангелу, можно выразить слово «архангел», т.е. «старший ангел».

 

Такое же простое применение слова «корона», можно увидеть и в области «туманных» (= мистических) учений. Даже не зная, о чем именно идет речь, основное изображение все-таки прочитать можно:

«На сфере окрыленного земного взгляда (на одной точке зрения) стоит мужчина-воин. Его голова состоит из соединенного принимаемого (солнечного) и отражаемого (лунного) светов. Мужчина обладает одной, самой высокой, но и самой малой, из пяти возвышающих корон (одним из 5 человеческих чувств). Даже дракон, расположившись на этой же сфере, хорошо служит ему». Принадлежность верхней короны очевидна – она принадлежит «Зрению», одному из пяти человеческих чувств и «сфере зрения» (глазному яблоку), на которой вся постройка и возведена.

Имя такого человека, в одном месте, - Ребис (лат. ReBis), «От двух», «Двойной» или «Двумя». В другом месте – Меркурий (лат. = Ртуть).

 

 

Корнами можно обозначить высшие достижения в совершенно любом слое общества. А «высокие» достижения бывают и за пределами нормального человеческого общества. В российских тюрьмах, татуированными на теле знаками «короны», отмечаются и «противоположные» уровни. Высокий тюремный уровень – коронованного вора (авторитета), обозначается карточной мастью «пики». Низший тюремный уровень – пассивного гомосексуалиста, обозначается красными карточными мастями (король всех мастей, т.е. всех видов разврата)[1].

 

 

Словарь к статье:

Венец= венок = диадема = корона. (греч. δια и δειν, значит «соединять»)[2];

(греч. stephanoe, лат. corona, англ. crown)[3]; (еврейск. – кетер)[4].

Диадема. Уже в старину применяется преимущественно для обозначения драгоценных женских[5] головных украшений.

Митра. (авест. Мифра - букв. «согласие», «договор»)[6];

(греч.  mitra[7]– повязка, тюрбан)[8]; (греч. – головная повязка)[9].

 


[1] Е.Я. Шейнина «Энциклопедия символов», М., «Изд. АСТ»; Харьков «Торсинг», 2001, С. 282, 283

[2] Протоиерей Г.С.Дебольский, «Православная церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах», репринт, М., «Отчий дом», 1994, С. 316.

[3] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 37.

[4] «Энциклопедия мистических терминов», М., «Локид»; «Миф», 1998, С. 259.

[5] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 209.

[6] Энциклопедия “Мифы народов мира”, т.2, М., «Российская энциклопедия», 1994, С. 154.

[7] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 415.

[8] «Начала православия», сост. Марченков В.Г., М., «Панэкс», 1991, С. 204.

[9] «Энциклопедия мистических терминов», М., «Локид»; «Миф», 1998, С. 330.

Слово «титул» и в греческом, и в латинском языке имеет одинаковое значение – «надпись» (лат.- titulus[1]; греч.- titlos). А слово «писать» в русском языке имеет значение «изображать, рисовать», причем безразлично – рисовать ли слова или писать картину. Но «написание» (= титулование) обычно усваивается на каком-то одном официальном (= канцелярском) уровне – не за всякими вещами и не за всякими лицами.

Наиболее наглядными и многочисленными образцами корон обладали правители различных земель (= стран). На приведенном древнеегипетском рисунке видно, что на голове мужчины размещены три короны, т.е. непосредственно на голове – синяя (небесная) корона священноначалия. На ней, совмещенные в одну, белая корона – царя Верхнего Египта и красная корона – царя Нижнего Египта. Что соответствовало званию (титулу) – «Фараона»: Сына Неба (и главы церкви) и обладателя двух царств Египта – Верхнего и Нижнего. Разумеется, что названия корон «белая», «синяя» и «красная» в этом рисунке никак не обозначены – их местные названия могут быть определены только по особой форме корон.

Такой нехитрый способ обозначения землевладения, перемен его размеров в большую сторону и соответствующее переименование главного землевладельца – известен практически всем народам мира. На русской земле этот процесс проходил по тем же правилам:

·         Князь над князьями (и их княжествами) = великий (т.е. большой) князь.

·         Великий князь над великими князьями (и их великими княжествами) = царь.

·         Царь над царями (и их царствами) = император  /т.е. практически = фараон/.

Первый подробный и иллюстрированный перечень земельных владений Русского Царя – Алексея Михайловича Романова (на царстве 1645-1676 гг.) записан в книге 1672 г., коротко называющейся «Титулярник». 33 рисунка обозначали царства, княжества и земли, входившие в полное наименование Русского Государя (и в состав земель - его государства):

«Божиею милостию, Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, Всея Великие и Малые и Белые России, Самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Литовский, Смоленский, Тверской, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский, Витебский, Мстиславский и Всея Северные страны Повелитель, и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинские земли Черкасских и Горских Князей и иных многих государств и земель восточных и западных, и северных отчич и дедич, и наследник, и государь, и обладатель»[2].

 

Некоторыми современными исследователями эта служебная книга воспринимается как «гербовник», т.е. имеющиеся в ней рисунки как бы закрепляли «издавна известные гербы городов». С этим нельзя согласиться, во всяком случае – нельзя согласиться полностью, так как слово «город» в Государевом написании (титуле) отсутствует. Есть: Царства, Княжества, земли и стороны (страны), и их Наследник, Государь и Обладатель. А то, что все эти эмблемы должны были наиболее полно передавать именно полное царское написание (титул), хорошо видно в рисунках московской и псковской земель.

Слова из написанного (титульного) текста «Государь Псковский» легко различимы и на рисунке псковской земли. А на рисунке московской земли надпись полнее: «Г ц Моско Стл», что без особого труда разворачивается в слова: «Государь царь Московского Стола». То есть перед нами первое официальное свидетельство о перенесении Царского Престола (= Стола) на московскую землю и, скорее всего, создание «Титулярника» было посвящено именно этому событию, поскольку все предшествующие русские цари (и отец АлексеяМихайловича – Михаил Федорович) писались «Владимирский, Московский, Новгородский». Вывод довольно простой – до Алексея Михайловича Русь была «Владимирской», а при нем стала «Московской». Таковой она оставалась и при последнем Императоре и Царе. Кстати о «столицах», судя по полным официальным написаниям (титулам) русских царей и императоров – «двух столиц» никогда не было, ни при Петре I, ни позднее. А за отсутствием «нового Стола» - не было необходимости и в новом «Титулярнике».

После петровских реформ знаки земель Российской империи принимают новый вид – геральдический (т.е. изображаемые в щитах), а с Анны Иоанновны, и постоянное, и новое (после государевой печати) место – на государевом (= государственном) знамени. Но на нем применялись только две необходимые, практически – собственные, личные короны.

Зато на большом Государевом гербе изображены всевозможные царские венцы (шапки) и короны:

1.      На сени установлена Большая императорская корона (алмазная).

2.      На щите Казанского царства – Казанская шапка (с желтым топазом).

3.      На щите царства Астраханского – золотая шапка (первого наряда) царя Михаила Федоровича (с изумрудом).

4.      На щите царства Польского – корона императрицы Анны Иоанновны.

5.      Шапка алтабасная, т.е. из серебристой парчи (третьего наряда), царя Иоанна Алексеевича – на щите Сибирского царства.

6.      На щите царства Таврического – шапка Мономахова (второго наряда) изготовленная для царя Петра IАлексеевича.

7.      На щите царства Грузинского – Грузинская корона (со времени императора Павла I).

8.      На щите великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского – шапка Мономаха (древняя).

 

9.      На щите Великого княжества Финляндского – геральдическая (не существующая) Финляндская корона.

10.  На щите царствующего Дома Романовых – герцогская европейская геральдическая корона[3].

 

 

Первые восемь корон, принадлежат к императорским регалиям, сохраняются в музеях Московского кремля. Полное написание (титул) последнего Российского императора Николая II Александровича Романова, объясняет присутствие такого количества корон:

 

 

«Божиею поспешествующею милостию, Мы, Николай Второй,

Императори

Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский;

Царь Казанский,

Царь Астраханский,

Царь Польский,

Царь Сибирский,

Царь Херсониса-Таврического,

Царь Грузинский; Государь Псковский и

Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и Области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский,

Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский, и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая»[4].

 

Как можно видеть, даже для изображения полного императорского и царского титула, оставалось еще немало «резервных корон», и если не в хранилище сокровищ (в коронном зале Московской Оружейной палаты), то, во всяком случае – в тексте.

 

Что же касается «абсолютно титульных» корон, то к ним относятся очень многие виды корон, которые применялись и применяются в дворянской геральдике для обозначения титулованных родов (фамилий). Большая часть этих корон во всех подробностях повторяет существовавшие «ранговые» короны, но с одним существенным отличием – их владельцы, прямые потомки по крови: князей – никогда сами, лично не владели княжеством; герцогов – герцогством; графов – графством … 

 

Такие короны правильнее называть «коронами достоинства», потому что кроме написанного художником герба и записи в паспорте «князь» или «граф», или «барон» (это – все имевшиеся титульные  звания в Российской империи), никаких земельных владений могло и не быть вовсе. Такое положение было особенно знакомо в Европе, ведь в ней, в отличие от России, титулы продавались, за деньги, всем желающим.

 


[1] Советский энциклопедический словарь, М., «Советская Энциклопедия», 1980, С. 1343.

[2] В.А. Лебедев «Державный орел России», М., «Родина», 1995, С. 122

[3] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 254

[4] В.А. Лебедев «Державный орел России», М., «Родина», 1995, С. 129

Немецкое слово «Ранг»=Rang происходит от французского слова rang– ряд, и применяется в русском языке для обозначения степени, чина, категории, специального звания[1] или достоинства[2]. В немецком же языке значение слова Rangнесколько точнее, им называют: 1) чин (воен.), 2) степень, разряд и 3) ярус (в театре)[3]. То есть наиболее совпадающие с признаками русского слова «ступень» (от ст.русск. «степень»), в значении – разная высота.

Ступени (степени) общественного положения в различных странах, хоть и подобны, но не одинаковы – в любом слое. Слой дворянства – не исключение, короны (многие из которых действительно существовали) этих ступеней  показывают достаточно ясно их прямую связь с землей (земельными наделами), то есть указывают величину – землевладельца.

Самый крупный (большой) землевладелец – монарх, владеет всей землей (страной), поэтому прямая связь слов: монарх = страна и корона = страна, в разных сочетаниях дают одинаковую картину. Например: Монархия Франции и под Французской Короной, Английский Монарх и владения Английской Короны, дворянин Польской Короны и т.д.

Изначально название размера земли – империя, царство, герцогство, княжество, баронство и двор (дом), сообщали такое же наименование и её владетелю, и виду его головного украшения (у многих владельцев - только на документах) – шапке или короне.

1. Современная королевская корона (Königskrone).

 

 

2. Старая форма шапки курфюрста (Kurhut).

3. Шапка курфюрста.

 

 

4. Шапка эрцгерцога.

5. Немецкая великогерцогская корона.

 

 

6. Немецкая герцогская шапка.

7. Старая английская герцогская шапка.

 

 

8. Английская герцогская корона.

9. Немецкая герцогская корона.

 

 

10. Герцогская корона в Бельгии и Нидерландах.

11. Герцогская корона во Франции, Италии, Испании и Португалии

 

 

12. Немецкая корона ландграфа.

13. Корона наследного принца из Дома светлейших Герцогов.

 

 

14. Княжеская шапка.

15. Немецкая и датская княжеская корона.

 

 

16. Итальянская и испанская княжеская корона.

17. Княжеская корона в Бельгии и Нидерландах.

 

 

18. Княжеская корона для звания «светлость».

19. Корона маркизов (и маркграфов)

в Дании, Италии, Испании и Франции.

 

 

20. Корона маркизов в Бельгии и Нидерландах.

21. Корона английских маркизов.

 

 

22. Немецкая корона «сиятельств» (Erlauhtkrone).

23. Графская корона в Германии, Австрии, Франции, Испании, Бельгии, России и Италии.

 

 

24. Бельгийская графская корона до конца 19 века.

25. Корона английских эрлов.

 

 

26. Корона французских видамов.

 

27. Корона французских и испанских викомтов (и вицеграфов).

28. Корона викомтов (Vicomtekron) (и бургграфов) Нидерландов.

29. Корона итальянских висконтов (Viscontekrone).

30. Корона бельгийских викомтов.

31. Корона английских висконтов (Viscountkrone).

32. Старая баронская корона (Freiherrenkrone).

33. Немецкая, австрийская, российская, бельгийская и голландская баронская корона.

34. Бельгийская баронская корона.

35. Шведская, норвежская, финская и российской остзейской провинции баронская корона.

36. Испанская и португальская баронская корона (Baronskrone).

37. Французская и итальянская баронская корона.

38. Английская баронская корона.

 

39. Итальянская корона потомственных дворян (Erbritterkrone).

40. Бельгийская корона дворян (Chevalierkrone).

41. Корона испанских и португальских дворян (Caballerokrone).

42. Немецкая и австрийская корона (Adelskrone) для рыцарей и нетитулованных дворян.

43. Итальянская корона для рядовых дворян (KronederEdelleute).

Некоторые из иностранных названий землевладельцев мало знакомы на русской земле. К таким наименованиям можно отнести: «фрейгерров» (№32) - немецких потомственных баронов; «маркизов» (№19), «виконтов» (№27) и «видамов» (№26) - вассалов французских духовных феодалов[4]; и английских «эрлов» (№25) – родовой знати, с 11 века соответствующей понятию «графы»[5].

Разумеется, что наряду с действительно существовавшими (даже в единственном числе) коронами, были короны и никогда не существовавшие – условные, или как их нередко называют: символические. Подавляющее их количество встречается в «геральдике» - западной монархической системе обозначения «коронных» и «подкоронных» лиц (фамилий) и территорий. «Русская» геральдика, младшая среди европейских, даёт много таких примеров.

 

 

Князь.                                        Граф.                                          Барон.                                       Дворянин.

           

Наиболее наглядный пример, это все личные уровневые (ранговые) короны. К тому времени, когда они были введены в обязательное (геральдическое) обозначение, их практическое употребление (ношение) было совершенно неуместно, по многим причинам. Такими условными (геральдическими, титульными) они остались и до настоящего времени.

 

Среди набора российских территориальных (земельных) корон, совершенно условной была «Корона Великого Княжества Финляндского», которая «в силу Высочайшего повеления от 1857 года, должна изображаться в гербах губерний Финляндии и г. Гельсингфорса». «В государственном гербе, корона Великого княжества Финляндского, изображается золотой, состоящей из венца украшенного камнями, к которому прикреплены сходящиеся под яблоком две дуги, украшенные жемчугом и двуглавый государственный орел. Яблоко увенчано алмазным крестом»[6].

 

Для обозначения ранга земель и городов Российской империи был применен упрощенный (условный), но понятный вид, близкий к форме настоящих  корон, например:

Императорская корона.     

 Шапка «Мономаха».

Но это в официальной (подконтрольной Герольдии) деятельности. Что же касается «…памятников неофициальных, короны имели форму самую разнообразную»[7].

Кроме вышеприведенных, личных и земельных (страны, царств, княжеств), в российской геральдической системе существовали и ранговые короны для гербов городов и посадов[8]:

1. Императорская корона – для губерний и столиц;

 

2. Древняя царская корона (не существующая) – для уездов, областей и градоначальств;

3. Градоначальство и крепость 

4. Царская шапка в виде венца Мономахова – для древних русских городов, центров бывших Великих княжеств;

 

5. Золотая башенная корона с 5 зубцами – для губернских городов, имеющих 50 и более тысяч жителей;

 

6. Золотая башенная корона с 5 зубцами, увенчанная императорским орлом – для губернских городов, имеющих 50 и более тысяч жителей и являющихся крепостями.

 

7. Золотая башенная корона с 3 зубцами –

 для других губернских городов.

 

8. Золотая башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом – для губернских городов являющихся крепостями.

 

9.Серебряная башенная корона с 3 зубцами –

 для уездных городов.

 

10. Серебряная башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом – для уездных городов являющимися крепостями.

 

11. Красная башенная корона с 3 зубцами – для заштатных городов.

 

12. Красная башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом  – для крепостей, которые не губернские и не уездные города.

 

13. Красная корона с 2 зубцами – для знаменитых[9] посадов[10].

Само собой разумеется, что столь подробная, но надуманная, искусственная  роспись канцелярских обозначений – не соблюдалась. И не только «на местах». В самой же книге «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи», П. П. ф. Винклер признает, что: вместо короны Царства Польского «гербы польских губерний увенчаны большой Императорской короной». Вместо придуманной короны Великого Княжества Финляндского «в финляндских сочинениях (герб Финляндии) представляется короной западно-европейских Великих Княжеств». И по поводу Башенных корон: «они стали обязательной принадлежностью гербов городов, лишь в силу Высочайшего повеления 1857 года; до этого же времени гербовые щиты вовсе не увенчивались коронами (до 1850 года), а затем в гербах уездных городов стали помещать башенные короны иного вида. Гербы же губернских городов этого времени, имели Императорскую корону». В разных разделах этой же книги находятся и другие художественные «вольности» не объясненные автором (они без рамок).

 


[1] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 542

[2] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 257

[3] «Немецко-русский словарь», М., ОГИЗ-ГИС, 1947, С. 405

[4] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 258

[5] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 765

[6] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 40

[7] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 155

[8] Ю.В. Арсеньев «Геральдика», Ковров, «БЭСТ-В», 1997, С. 259

[9] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. XXVI

[10] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 42

 

До конца 15 в. и летописи, и другие памятники говорят о чине «вокняжения», и притом весьма кратко. «Венчание на царство», торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, оттуда перешедший в Византию и из последней заимствован Россией. В России «первовенчанником» (4 Февраля 1498 г.) был Дмитрий, внук Ивана III. Во второй раз увидела Москва этот обряд в 1547 г., когда венчался на царство Иван IVВасильевич (прозванный - Грозным). Всех же «Венчаний на царство» было 10:

1.      Дмитрий Иванович;

2.      Иван IV;

3.      Федор Иванович;

4.      Борис Годунов;

5.      Лжедмитрий;

6.      Василий Шуйский;

7.      Михаил Федорович;

8.      Алексей Михайлович;

9.      Федор Алексеевич;

10.  Иван и Петр (I) Алексеевичи[1].

Шапка Мономаха, по преданию была прислана в 988 году византийскими императорами Василием IIи Константином IX, Владимиру Святому по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Она состоит из 8 золотых отделанных филиграном пластинок, из которых каждая украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами, и увенчана яблоком или вершиной с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, желтым и синим сапфиром (яхонтом). Нижняя часть шапки имела прежде жемчужные подвески, но теперь она отделана собольей опушкой[2].

К началу XVIIстолетия в царской казне хранилось семь золотых царских венцов. Уцелели из них только два: шапка Мономаха и шапка Казанская.

 

 

Древнейшая часть шапки Мономаха – тулья – составлена из 8 золотых пластин, украшенных очень сложным сканным узором, из тончайшей золотой проволоки. Характер орнамента и тонкость работы свидетельствуют о том, что местом её рождения могла быть Византия. Специалисты считают, что пластины были изготовлены восточным ювелиром примерно в конце XIII– начале XIVстолетия. Верхний колпачок с крестом, драгоценными камнями и жемчугом был добавлен в XVIвеке. Начиная с 1498 г. этой шапкой, получившей название «шапка Мономаха», венчались на царство все русские цари до Петра Iвключительно[3].

 

 

Казанская корона сделана в Москве, по указу Иоанна IV-го для последнего казанского хана Эдигера, принявшего св. крещение в 1553 году с именем Симеона, когда ему дарован был титул царя Казанского. Она состоит из 8 золотых дощечек покрытых чернью и прорезными, украшенными камнями «городами»; дощечки сходятся под яблоком, которое венчает желтый топаз, между двумя жемчужинами[4].

Не исключена возможность, что создавали её прославленные казанские ювелиры, вывезенные Иваном Грозным в Москву. Золотую шапку венчал густо-красный камень – китайская шпинель. В 1627 году её заменили большим желтым топазом, а шпинель впоследствии использовали для венца царя Ивана Алексеевича.

Возможно, что посол германского императора Максимилиана IIканцлер Ян Кобенцль, посетивший Ивана IVв январе 1576 года, видел обе (Мономаха и Казанскую) царские шапки одновременно – необычно доброе, отеческое отношение Грозного царя к казанскому царевичу известно по свидетельствам современников. Посол писал: «В минувшем году видел я короны, или митры, святейшего нашего господина в замке святого Ангела… Видел корону и всё одеяние короля католического… видел многие украшения короля Франции и его императорского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии и других местах. Поверьте же мне, что всё сие ни в малейшей степени сравниться не может с тем, что я здесь видел»[5].

 

 

 

Астраханская корона или шапка первого наряда царя Михаила Федоровича – сделана в 1627 году, взамен тяжелого венца Мономаха. Она состоит из трех треугольных вогнутых золотых досок, украшенных финифтью и драгоценными камнями, сведенных вверху под корону. Внизу шапка украшена венцом из 6-ти крестообразных сквозных запон также украшенных камнями. На шапке утверждена корона состоящая из трех дуг, промежутки между которыми заставлены. Над этой короной еще другая, подобная ей, но меньшей величины. Шапка увенчана изумрудом[6].

 

 

Алмазная шапка. К 1689 году для братьев Ивана и Петра были изготовлены две алмазные шапки. Только на венец Петра IАлексеевича пошло более восьмисот алмазов. Они подобраны в сложный узор из цветов, листьев и двуглавых орлов[7].

 

В 1721 году Петр Iпровозгласил Россию империей. Отличие императорского «коронования» от царского «венчания на царство» состоит в том, что императорская мантия, или порфира, с цепью ордена св. Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотою цепью, а императорская корона – древнюю шапку, или венец Мономахов[8]. Шапку Мономаха уже не возлагали на голову царя, а несли впереди в торжественной процессии. Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра Великого. Для коронации была создана первая русская корона из позолоченного серебра. А уже в 1730 году для Анны Иоанновны была создана новая корона, на украшение которой затрачено две тысячи пятьсот тридцать шесть алмазов, четыре яхонта, семнадцать рубинов и пять шпинелей[9].

Императорская корона Елизаветы Петровны– серебряная вызолоченная с алмазами и драгоценными камнями (более 2500 штук), разделенная посредине 

на две половины, между которыми широкая, опирающаяся в венец дуга. На ней вместо яблока, огромный рубин (не чистой воды) увенчанный алмазным крестом. Корона эта переделана из короны Анны Иоанновны, в свою очередь представляющая переделку короны Петра II-го, изготовленной в 1727 году. Согласно Высочайшему повелению от 11-го Апреля 1858 года, она представляет корону Царства Польского[10].

 

 

 

Императорская большая коронабыла заказана Императрицей Екатериной II-ой, ювелиру Позье. На её отделку пошло 58 очень больших и 2749 меньших бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужинок. Затем эта корона была несколько расширена для коронации Павла IПетровича. Корона эта служила и для всех остальных государей во время священного коронования, для чего переделывается её обруч по размеру головы нового Императора[11].

 

 

Мальтийская корона серебряная вызолоченная, она состоит из 8 дуг, яблока и креста. Дуги, украшеные выбитыми кругами, овалами и многогранниками, сведены под яблоко, увенчанное белым эмалевым восьмиконечным (мальтийским) крестом. Корона подложена черным бархатом[12].

 

 

 

Грузинская корона – золотая, с драгоценными камнями, состоит из гладкого венца с репьями из 8 дуг, сходящихся под яблоком с крестом. Она подложена черным бархатом[13].

 

 

[1] «Христианство» энциклопед. словарь, Т. 1., М., «Большая Российская энциклопедия», 1993, С. 352

[2] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 39

[3]И.С. Ненарокомова «Гос. музеи Московского Кремля», М., «Искусство», 1992, С. 41-43

[4] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 40

[5] И.С. Ненарокомова «Гос. музеи Московского Кремля», М., «Искусство», 1992, С. 46

[6] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 40

[7] И.С. Ненарокомова «Гос. музеи Московского Кремля», М., «Искусство», 1992, С. 51

[8] «Христианство» энциклопед. словарь, Т. 1., М., «Большая Российская энциклопедия», 1993, С. 352

[9] И.С. Ненарокомова «Гос. музеи Московского Кремля», М., «Искусство», 1992, С. 51-53

[10] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 40

[11] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 39

[12] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 42

[13] «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской имп.» П.П.ф. Винклер, М., «Планета», 1990, С. 40

 
Back to top