За всю историю русской православной церкви не вышло ни одного альбома с образцами крестов, установленных на главах русских церквей. Это досадное упущение восполнялось некоторыми неизвестными добровольцами, собирателями церковной красоты. Приведенные ниже фотографии, малая часть большой коллекции (более 400 видов) такого подвижника, профессионального художника-фотографа – Энвера Ибрагимовича Шейдаева.

Ни христианская Церковь, ни цивилизованный Мир этого не видели.


 

г. Красноярск.

ц. Покровская. 1785-95 гг.

Основной.

Ростовская обл. г. Старочеркасск.

Воскресенский собор. 1706-19 гг.

Основной.

Ростовская обл. г. Старочеркасск.

Воскресенский собор. 1706-19 гг.

Боковой.

Ростовская обл. г. Старочеркасск.

Воскресенский собор. 1706-19 гг.

Колокольня 1725-30 гг.

 

Тульская обл. г. Белёв.

Тульская обл. Белёвский р-н.

с. Николо-Гастунь.

ц. Никольская. XVII в.

г. Владимир.

Золотые Ворота. XII в.

Основной

г. Владимир.

Княгинин монастырь.

Успенский собор.

Основной

г. Владимир.

ц. Никитская 1762-65 гг.

Основной

г. Владимир.

ц. Никитская 1762-65 гг.

Колокольня

г. Владимир.

ц. Николы Мокрого. 1732-35

Основной

Владимирская обл.

г. Юрьев-Польской.

Георгиевский собор.

Основной

Вологодская обл.

г. Устюжна.

Кладбишенские ворота.

Основной

г. Нижний Новгород.

Печерский монастырь.

Колокольня

г. Нижний Новгород.

Печерский монастырь.

Вознесенский собор 1632 г. Основной

г. Вятка. Трифонов монастырь.

Успенский собор 1689 г.

Основной

г.Казань.

г. Москва. Белый город.

Высокопетровский

монастырь.

ц. Пахомия 1763 г.

Основной

г. Москва. Белый город.

Высокопетровский

монастырь.

ц. Петра Митрополита 1690г.

Основной

г. Москва. Земляной город.

ц. Николы "в Пыжах" 1657г

Основной

г. Москва. Леоново.

ц. Ризоположения

пр. Богородицы 1722 г.

г. Москва.

ц. Ризоположения. 1701 г.

Основной

Московская обл.

с. Чашниково.

ц. Троицы Живоначальной. 1585 г.

Основной

Московская область.

с. Николо-Архангельское.

ц. Николы. Начало XVIII в.

Московская обл.

с. Жилино.

ц. Успенская. 1754 г.

Московская обл.

с. Степановское.

ц. Рождества. XVII в.

Основной

Московская обл.

г. Сергиев Посад.

Троице-Сергиева Лавра.

ц. Иоанна Предтечи.

1699 г.

Московская обл.

г. Сергиев Посад.

Троице-Сергиева Лавра.

Успенский собор. 1585 г.

Основной

Московская обл.

г. Сергиев Посад.

Троице-Сергиева Лавра.

ц. Смоленская. 1748 г.

Московская обл.

г. Сергиев Посад.

ц. Введенская. 1547 г.

Московская обл.

Мытищинский р-н.

Марфино.

ц. Рождества Богородицы.

1701-07 г.

Моск.обл. Луховицкий р-н.

с. Дединово.

ц. Троицкая. 1700 г.

Основной

Моск.обл. Иосифо-Волоцкий

монастырь.

Успенский собор. 1692 г.

Основной

г. Псков.

ц. Анастасии Римлянки.

XV-XVII вв.

Основной

г. Казань.

г. Рязань.

Успенский собор. 1699 г.

Основной

г. Рязань.

Успенский собор. 1699 г.

Боковой

г. Рязань.

ц. Борисоглебская. 1686 г.

г. Рязань.

Спасский монастырь.

ц. Богоявленская. 1647 г.

Основной

г. Рязань.

Спасский монастырь.

ц. Богоявленская. 1647 г.

Боковой

г. Рязань.

Спасский монастырь.

ц. Спасапреображения.

1702 г.

г. Рязань.

ц. Входоиерусалимская.

XVII в.

Основной

г. Рязань.

ц. Святого Духа.

1642 г.

Тверская обл. с. Городня.

ц. Рождества

Богородицы. XV в.

Колокольня

г. Псков.

ц. Николы в Любятове.

Основной

г. Псков.

ц. Козьмы и Дамиана.

XV-XVII вв.

Основной

Псковская область.

г. Остров.

ц. Николы Чудотворца.

1541-42 гг.

Основной

г. С.-Петербург.

ц. Спас на Крови.

Мал. глава.

Владимирская обл.

г. Александров.

Успенский монастырь.

Троицкий собор. 1513 г.

Основной

 

Владимирская обл. г. Александров.

Успенский монастырь.

ц. Успения. XVI в.

Основной

Владимирская обл. г. Александров.

ц. Спасапреображения.

1742 г.

Основной

До 1917 года в России можно было видеть короны и на плечах воинов, т.е. на погонах некоторых полков, чьими шефами были правившие Государи - Императоры.

И на погонах тех полков, чьими шефами были члены Императорской Фамилии (т.е. – Семьи): братья, сестры, мать, жена, дети, племянники…

И на погонах тех российских полков, чьими шефами были герцоги, принцы, короли и императоры некоторых европейских правивших Домов.

При таком расположении – над литерами (< лат. lit/t/era= буква)[1] или над буквенными вензелями (< польск. wezel= узел)[2], короны точно передавали смысл: «Имя коронованного главы». А в сочетании с назначением предмета (т.е. погона): «Имя коронованного главы, поддерживающего русское оружие» (ружье, а в общем значении - армию).

Соединение (т.е. сложение = символика) корон с другими фигурами даёт, соответственно, другое прочтение. Также как и их соразмерность, и другие признаки совмещения.

 

Соответствие законам природы (= физике) принуждало художников располагать короны на естественной опоре: на головах или на шеях двуглавого орла. Но, понимая, что живому (хоть и необычного вида) существу в таком положении корону долго не удержать, находили другое, столь же естественное решение: и головы свободны, и корона крепко держится.

Но с возрастанием религиозных чувств, которые допускают любые чудеса, короны в православной России время от времени «воспаряли» над телами орлов, лишь иногда обозначая небесную (синяя, голубая) связь (лента) с короной Божьего помазанника – Императора.

 

Слово «защита» обычно передается однокоренным знаком (формой, фигурой) «щит» и чаще всего применяется в среде действующих воинов-защитников. Но их отношение к «короне» может быть отражено во взаимодействии этих двух знаков.

Т.е. «щит» может исходить как бы «от короны» и может служить ей опорой. В другом случае щит является очевидной и единственной опорой короны. А в третьем случае никакой прямой или близкой связи с короной – нет. Только слабо выраженное, но все-таки имеющееся, «указание» на неё, (формой щита – его верхним углом) т.е. в её сторону.

 

 


[1]«Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 368.

[2]В.В. Филатов «Словарь изографа», М., «Лествица», 2000, С. 32.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Back to top