Череп и кости

как отправить заявку на кредит во все банки
онлайн заявка на кредит наличными.

Череп – признак бессмертия или смерти?

Символика – это самостоятельная знаковая система, похожая на азбуку или математику, но более древняя, и поэтому она читаема как азбука и рассчитываема как арифметика, одновременно. Именно это обстоятельство – возможность писать и читать написанное символами, позволяет увидеть и разницу стилей, ведь одни и те же знаки (буквы, слова) могут составлять и высокую похвалу, и грязное ругательство, все зависит от начинки «пишущего» автора (или авторов). Неплохим примером служит применение знака «человеческий череп» (череп человека), который, в зависимости от среды (от окружения), изменяет свое «обычное имя», практически не меняя собственных внешних признаков.

Но наиболее часто вид «мертвой головы» напрямую связывается, в современном русском языке, со словом «пираты», «пиратство», т.е. – с разбоем на море (на воде), что и определяет название их знаков как - «флаги». В языках разных народов для морских разбойников были применяемы свои прозвания (прозвища): «пират», «корсар», «буканир», «флибустьер», «капер», «приватир»[1] (отсюда «приватизация») и т.д. Традиционным флагом приватиров стало в XVII-XVIII вв. полотнище с тринадцатью – «чертова дюжина», цветными полосами. Сами же грабители предпочитали называть себя «джентльменами удачи», как бы пытаясь прикрыться одним из имен благородного рыцарства.

Пиратский (от лат. pĕrātum - пропахать)[2] промысел был известен давно, но особое распространение он получил в XVI – XVII веках, в период зарождения капитализма в Европе. В те времена намерения грабителей выражались одноцветными флагами, с вполне ясным значением: красный обещал «пахоту» – «кровавого поля», желтый – жатву с «золотого поля» и черный - «земляного, траурного поля». В 17, а особенно в 18 веке на этих флагах появились более определенные символы, как правило, связанные с идеей (= формой) смерти, такие, как человеческий скелет, песочные часы (быстротечность времени, жизни), череп (человеческий) с двумя скрещенными костями или Смерть с косой, желтые флаги с черным черепом, красные флаги с желтым черепом. Пират Кук совершал нападения под желто-красным флагом. Шарп поднимал красный вымпел с разноцветными лентами. Робертс нес флаг с изображением вооруженного мечом разбойника, стоящего на двух черепах. Монбар-Уничтожитель держал черный флаг с черепом, перекрещенными костями и карточными тузами.

В 1723 году, когда в Ньюпорте на острове Род-Айленд было повешено множество пиратов, то к виселице прикрепили флаг созданный Тимоти Уилсоном. Описание тех времен представляет его как «Черный флаг с изображением Смерти, держащей Песочные Часы в одной руке, и Дротик, на который нанизано Сердце с тремя Каплями Крови на нем, в другой»[3]. Похожий флаг имел Эдвард Тич по прозвищу «Черная борода», убитый в 1718 году. ►

 

Те пираты, которых вешали в Ньюпорте, звали свой флаг «Старый Роджер» (Старый Негодяй), как называли дьявола в начале 18 столетия. На их языке (сленге) rogues («негодяй») произносился как rogers. За свой безукоризненный, сшитый у портного красный костюм французский пират Бартоломью Робертс получил кличку «веселый (= фр. joie) красный (= фр. rouge)».

◄ Флаг Бартоломью Робертса (1682-1722).

 

 

 

Однако самым популярным прозвищем пиратского флага, стало французское словосочетание «JolieRougere»-«Милый Красный», как имя красного флага, которым французские пираты показывали, что не будет дано никакой пощады. Выражение «Джолли Роджер»-«Веселый Роджер» (JollyRoger) вошло в морской словарь разноязыких матросов и стало напрямую связываться с широким – «веселым» оскалом человеческого черепа, хотя, возможно, правильнее было бы связывать известную форму со словами – фр. joierogner, веселый срезыватель, т.е. близкое к русскому «головорез». Воспетый же во многих романтических легендах и литературе «Веселый Роджер», судя по реальным свидетельствам, поднимался крайне редко[4].

 

 

 

 

 

 

Наиболее ранний христианско-военный знак, рассматриваемого здесь вида, принадлежал средневековому благородному рыцарскому ордену «Благой смерти» (1176 г.). Его преемниками стали в 1741 г. – прусский полк «Черных гусар» и в 1809 г. – брауншвейгский «Черный корпус», их общим знаком была – «Адамова голова», символ бессмертия[5].

В 18-м веке, во Франции, существовали «Гусары смерти»[6].

 

 

В ходе войны против Наполеона были организованы волонтерские воинские части и в 1808 г., в Испании был создан «Полк смерти»[7].

 

 

 

 

 

 

 

В православной русской армии, название «Смертоносный» или «Бессмертный», имел 1-й конный полк Санкт-Петербургского ополчения, существовавший в 1812-1814 гг., имевший черную форму и эмблему на кивере в виде «Адамовой головы»[8]

 

 

 

 

 

 

По книге О.Агафонова "Казачьи войска Российской империи"

По легенде "в январе 1851 года, на праздник Крещения, в Донской казачий № 17-й полк пришла посылка. В ней оказался большой кусок черной шелковой ткани, на котором был вышит серебром череп с перекрещенными костями и круговой надписью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь". Отправитель не был указан, но считается, что ткань была вышита руками монахинь Старочеркасского девичьего монастыря. Я.П.Бакланов закрепил ткань на древке пики, превратив таким образом ее в собственный значок. Современник писал об этом значке: "Где бы неприятель ни узрел это страшное знамя, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром, - там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути". Личный значок Бакланова стал прообразом флага полка.[9]

 

17-й Донской казачий генерала Бакланова полк имел особенный флаг, присвоенный ему ПВВ (Приказом по Военному Ведомству) № 285 от 1909 г. Флаг черный; на лицевой стороне белая Адамова голова (череп с костями) и белая надпись славянской вязью полукругом: вверху – «ЧАЮ ВОСКРЕСЕНIЯ МЕРТВЫХЪ», внизу – «И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЂКА. АМИНЬ». На оборотной стороне в центре полотнища белая шифровка «17 п.»[10].

 

 

 

Год окончательного сформирования Александрийского полка 1784. 

В 1907г. 5гусарский Александрийский полк получил на свои гусарские жгуты вензель Императрицы Александры Федоровны. В это время головные уборы офицеров украшали кокарды, а головные уборы рядовых гусар – двуглавые орлы. Знаки «Адамовой головы» располагались на верхней части лицевой стороны сапог.

 

 

 

 

Дополнение формы произошло в 1914г. Под кокарду был помещен знак «Адамова голова».

 

У них, «Бессмертных», «Гусар смерти», «Черных гусар», имевшим полковую «черную форму», головной убор и рядовых, и офицеров увенчивал череп со скрещенными костями[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

5-й гусарский Александрийский полк имел неуставные эскадронные значки: 1-й эскадрон – весь черный, с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой серебряного гусарского галуна; 2-й эскадрон – весь черный, с серебряной Адамовой головой[12].

 

 

 

Во времена Временного российского правительства, в 1917 г., начали формироваться многочисленные ударные «батальоны смерти». Их опознавательными знаками, были «череп и кости». Их наиболее распространенный девиз «Свобода или Смерть».

Бытовой уровень имени – «мертвая голова», соответствует очевидности, так как у живого человека, «живая голова» выглядит иначе.

С 1935 г., в Германии, знак с именем «Мертвая голова» (Totenkopf), был введен для подразделений СС, ведающих концлагерями. И с 1940 г. – стал знаком отборных частей СС – дивизий «Мертвая голова»[13].

 

 

 

Во время второй мировой войны флаг с изображением черепа со скрещенными костями поднимали на подводной лодке, возвращавшейся на базу; он означал «противник уничтожен»; флаг иногда применяли и во времена Фолклендской войны и «Войны в заливе» в 1991 году[14].

 

          Венесуэла.                                     Сирия                                        США.

 

Во второй половине ХХ века череп с дополнительными атрибутами (молния, крылья) стал применяться как эмблема различных «коммандос» и военизированных отрядов спецслужб США[15].

    Австралия.

        

Бытовое прочтение: смерть или  мертвец может немного изменить своё значение при более полном изображении.

Подразделение спецназа «Дон», включило в свою эмблему грудную часть фигуры сильного воина, но его голова, повернутая к зрителю, представлена в виде черепа. Это значит, что противник, в бою, должен видеть лицо (оскал) смерти. Да и перевернутая звезда на берете добавляет дополнительное определение – «черти».

 

 

 

 

 

Примером другого, применения этого знака, является церковная среда. В православной церковной иконографии человеческий череп имеет имя – Адамова голова (глава Адама) и, начиная с 9 века, располагается под крестом и внутри горы.

 

 

 

Реже – в нижней части креста. Или просто – под крестом.

Заложенная мысль проста – подняться над смертью. «Смертию смерть поправ…».

Самостоятельно расположенный знак, не связанный с изображением креста, является знаком смерти. Так боковой вход, украшенный этим знаком, ведёт в усыпальницу (место, где сложены кости) расположенную под церковью.

 

Знак болельщиков ЦСКА. 

Знак болельщиков Спартака.

                                          

         «Новое демократическое время», наступившее в России на лучшие человеческие чувства – рождает соответствующие видимые знаки «великой русской культуры», которые честно, без всякой мистики и узнаваемо, предупреждают окружающих «Не лезь! Убьём!».

 

А тюрьмы, где сидят убийцы себе подобных, рождают свои знаки.

И, наконец, раннехристианский нательный крест, который показывает, что мертвые головы могут быть и очень почитаемы. А то, что их четыре – наводит на мысль о четвероевангелии.

 

 


[1] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 182

[2] «Латинско-русский словарь» О. Петрученко, М., «Г.Л.К.», 2001, С. 456

[3] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 224

[4] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 224

[5] «Военная униформа: Все страны мира» П. Канник, Спб., «Изд. «Полигон», 2002, С. 68

[6] www. Реконструктор.РФ

[7] «Военная униформа: Все страны мира» П. Канник, Спб., «Изд. «Полигон», 2002, С. 168

[8] В.В. Кольцов «Александрийские гусары в Самаре».

[9] Материалы сайта "Казачий круг". Источник фото - www.1914.borda.ru

[10] «Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX – начала XX вв.» Шевяков Т.Н., Пархаев О.К., М., «И.-АСТ&И.-Астрель», 2002, С. 43

[11] «Из истории российского мундира» С.Д.Охлябинин, М., «ВЛАДОС», 1996, С. 405

[12] «Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX – начала XX вв.» Шевяков Т.Н., Пархаев О.К., М., «И.-АСТ&И.-Астрель», 2002, С. 44

[13] «Словарь международной символики и эмблематики» В.В.Похлебкин, М., Меж.нар. отношен., 1995, С. 508

[14] "Энциклопедия знаков и символов" Д. Фоли, М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 224

[15] «Словарь международной символики и эмблематики» В.В.Похлебкин, М., Меж.нар. отношен., 1995, С. 509

 
 
 
Back to top