как отправить заявку на кредит во все банки
онлайн заявка на кредит наличными.

Двуглавые орлы России


Двуглавый орел, символ нашего  отечества, обсуждается в самых разных слоях населения России уже не первую сотню лет. Приводится немало доводов “за” и “против” при обсуждении какого-либо его изображения. Чтобы не путаться в заблуждениях «специалистов» последнего времени, обратимся к обстоятельствам, предшествовавшим появлению двуглавого орла в качестве русского символа.

Первое изображение такого орла встречается за 20 веков до Рождества Христова, т.е. за 35 веков до его усвоения Московской Русью. Его путь пролегал в самом грамотном слое того времени – церковном. Сохранившиеся изображения древности выстраиваются в последовательное направление во времени и географии. Хеттское царство: 20 и 13 вв. до н.э. ► Халдея: 7-6 вв. до н.э. ► Византия: 451-453 и 1000 гг. от Р.Х.

В 988 г. – Русь приняла христианство и опеку от византийской (константинопольской) церкви.

В 1448 г. – образовано cамоглавенствие (= греч. автокефалия), т.е. самостоятельность русской церкви.

В 1453 г. – Константинополь взят турками. Византия пала.

В год 1472, для свадебного обряда с московским Великим князем Иоанном III прибывает племянница последнего Византийского императора Константина XII Палеолога и дочь морейского деспота Фомы Палеолога - Софья Палеолог. На стяге, который везли во главе свадебного поезда, двуглавый орел был выткан черным шелком по золотому полю[1].

 


В Евангелии, которое было при невесте (сохраняется в одном из музеев московского кремля), находилось изображение золотого двуглавого орла в красном поле. В.Д. Лихачева в своей книге о византийской миниатюре публикует изображение, помещенное в Евангелии, принадлежавшем деспоту Дмитрию Палеологу: золотой двуглавый орел в красном поле, на каждой из глав – короны с лучеобразным завершением, орел увенчан еще одной общей большой короной[2].

 

Изображение «царского двуглавого орла» можно увидеть на одной из миниатюр Евангелия XII-XV вв., хранящимся в Государственной Публичной Библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Двуглавый орел золотого цвета увенчан большой «цесарской» короной. На его груди прорисована монограмма Палеологов[3].

Так, после вторичного и окончательного сокрушения Византийской империи в 1453 году, на русскую землю, воспринявшую греческую веру задолго до падения Константинополя, прибывают одновременно: царевна София - живая кровь и плоть Византийских императоров, черный двуглавый орел - знак царственной христианской земли и золотой двуглавый орел - знак царственной византийской церкви. Русь получила все признаки преемственности, наследство Византийской империи. Константинополь считался по своему положению вторым Римом, то есть церковным и гражданским центром управления Византийским государством. Это двустороннееглавенство (двуглавие) и закрепляет за Москвой Иоанн III.

Но, у западных историков существует свое предположениео заимствованиизнака. Оно связывается с восстановлением Священной Римской Империи германской нациии утверждением черногодвуглавого орла еегербом, при императоре Сигизмунде Габсбурге - в начале XVвека, т.е. до времени описываемых событий. Но такое объяснение совершенно не пригодно. Ревность к православной вере была в Москве столь высока, что легату папы римского - Павла II, привезшему русскому царю невесту, греческую царевну Софью, было запрещено нести перед свадебным поездом большой серебряный «латинский» крест[4]. А уж заимствовать какой-либо знак, принадлежащий католичеству, – было совершенно невозможным делом. Если, со всей очевидностью, считать золотогодвуглавого орла церковнымзнаком Византии, т.е. греческой Веры, то такое объяснение не оставляет неясных мест в его практическом применении. Так брат Софьи Палеолог, Андрей, открыто пользовавшийся правами византийских императоров, раздававший титулы и звания, продавший наследственные права на византийский престол нескольким государям и высокопоставленным лицам Европы, не мог дарить или продавать действующийзнак греческой церкви… инославным, например католикам или лютеранам. Завершая несостоявшееся заимствованиеИоанном IIIчерногодвуглавого орла Священной Римской Империи, следует отметить и не усвоение золотогодвуглавого орла – католическим миром.

В 1491 г. построены Фроловские ворота Московского Кремля: «в том виде, как обыкновенно строились городские ворота, без высокой башни, какая существует теперь. Они представляли стенообразную постройку на четыре угла, с шатровою кровлей, наверху которой стояла небольшая башенка с небольшою главою, над которою высился большой двуглавый орел»[5]. Слова историка С.М. Соловьева наглядно характеризуют значение кремля. «…Кремль, царственный замок, жилище Великого государя, представлялся большим монастырем, потому что был наполнен большими, красивыми церквами, среди которых, как игуменская келья в монастыре, расположен был царский дворец…»[6]. Так с 1491 по 1935[7] гг. – (444 года) двуглавый орел греко-русской церкви обозначал место (Московский кремль) нераздельного пребывания православия и верховной власти (1917-1935 гг. – по месту расположения) – т.е. был Московским гербом.

 

 

 

 

Первым русским сборником наследовавшихся, т.е. гербовых, эмблем является Титулярник 1672 г., где принадлежность каждого рисунка записана на рисунке же: «Киевский», «Смоленский». Рядом с изображением двуглавого орла написано «Московский».

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1497 году знак Московской Руси - всадник и знак Византийских императоров - двуглавый орел, соседствуют на разных сторонах одной красновосковой[8] печати. То есть указывается соседство, но еще не соединенное в одном месте (= вместе), личного знака и знака общего (для народа и страны). Такой знак можно рассматривать как - герб притязаний (armoiriesdepretention – претензия, притязание), но не на земли Византии, а на титул[9] (=написание) государя православной страны, что и произошло в этом же 1497 г. – т.е. принятие царского написания (Государь всея Руси) Иоанном III Васильевичем[10].

Первая встреча двух знаков состоялась на государевой печати, следовательно - на государственном уровне. Слова «государь» и «государство» связаны нераздельно. Когда знаком пользуется много людей разного общественного уровня, он «государственный», т.е. разрешен или введен в обиход - государем. В 1917 году в России заканчивается история государственной символики и власти, и начинается история председательской власти и символики, названия которых определяются по имени (званию – т.е. названию и титулу – т.е. написанию) высшего лица в стране. Так же, как этому соответствуют названия и в других землях: эмират, халифат, княжество, герцогство, королевство и т.д. «Государство» без лица, носящего имя «государь», это – следствие без причины, т.е. рядовая неграмотность, обнаруживающаяся при именовании не монархической страны.

 


Слово герб, общеславянское название наследственных эмблем[11], соответствующее польскому Herb и немецкому Erbe – наследство[12], т.е. «гербом=наследством» является любой переходящий знак. Эмблема - рисунок вместе с надписью (с одной или несколькими буквами, цифрами; с одним или несколькими словами). Первая русская многоэмблемная печать изготовлена в 1561 г. для Иоанна IV Васильевича, прозванному Грозным. Перемена в личном царском гербе была сделана им же, поместившим на знаке церкви щит со своим изображением. Форма проста, но убедительна – царь в середине православия – царь православный (сердце, середина, центр православия) или царь - щит православия, а если на орла одета кираса, панцирь, то царь – броня православия. Отсюда и далее, перед нами - личный герб венценосца (коронованного главы; armoiriesdelasouverainete – верховных, высших, суверенных). На этом (личном) уровне знак передавался от царя к царю до времени Петра I Алексеевича, сохраняя золотой цвет орла.

С 1668 г. – личный знак венценосца, царя Алексея Михайловича, Тишайшего, помещается на государево «гербовное» знамя, с упоминанием, что на груди золотого орла «царь, колющий копьем змея»[13].


А около 1688 года юный Петр I ходит по реке Яузе, а в дальнейшем по Переяславскому  озеру, под флагом «царя московского». Первоначальное описание царского штандарта следующее: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской коруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным св. Георгием, без змия»[14].

 

И в 1696 г., на гербовом знамени для царя Петра I Алексеевича, Великого, на груди коронованного двуглавого золотого орла, в круге изображен… не Царь на коне, а Спаситель на осле, т.е. священноначалие, в лице патриарха, не признавала Петра щитом Веры, а знак стал общей принадлежностью страны и церкви. Пришлось царю учреждать другой признак двуглавого орла – черный цвет его оперения, а заодно «Петр объявил себя главою церкви, уничтожив патриаршество как опасное для самодержавия неограниченного»[15], считал Н. М. Карамзин, а царь просто избавил себя и последующих венценосцев от излишне ретивых защитников веры. Обнародованные причины отмены патриаршества, говорят сами за себя:

а) Тогда как занятия одного лица могут останавливаться то болезнями, то смертию его, Собор имеет возможность вести дела безостановочно, и ответы на возможные сомнения могут быть всегда готовы. б) Легче дознать правду Собору многих, чем одному лицу. в) В решениях Собора более может быть беспристрастия, чем в решениях одного лица. г) Решения Собора более имеют важности и твердости и потому охотнее будут исполняемы, чем решения одного лица. д) И влияние сильных не столько может препятствовать правильным определениям Собора, чем решениям одного лица[16].

Подготовка к перемене цвета началась в 1693-1700 гг., когда Петр I приказывал делать флаги для частных русских коммерческих судов «по гербу Российского царствия из белой тафты с изображением на середине черною материею герба его царского величества двоеглавого орла с тремя над ним венцами, а в его ногах скипетра и яблока с крестом золочеых»[17]. Слова указа недвусмысленны: «с изображением… черною материею герба его царского величества…». Здесь орел четко назван личным гербом, но пока без нагрудного щита, каким был и на монетах того времени. И пока еще – царским.

Вот обоснование Петром I нового государевого герба, написанное им собственноручно, приблизительно в 1712 - 1718 гг.: «Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет начало свое оттуду, когда Владимир, монарх расииски, свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирския князи возимели себе сей герб С.Егория, но потом ц. Иван Ва., когда монархию, от деда его собраную паки утвердил и короновался, тогда орла за герб империи Росиской принял, а княжской герб в груди оного поставих»[18].В этих строках видна толковая работа по созданию легенды: двуглавый орел уже герб империи, а не царства; личный знак князя становится гербом княжества, т.к. изображает не князя, а  Св. Егория.

А в сентябре 1722 г., «Герб его императорского величества с колорами или цветами своими» описывался так: Поле золотое, или желтое, на котором изображен императорский орел песочной, т.е. черной, двоеглавой...  На орловых грудях изображен герб великого княжества Московского... на котором изображен Святой Георгий с золотою короною…»[19]. Окончательный вариант петровского времени называет двуглавого орла - личным императорским гербом, нагрудный щит – гербом Московского княжества (земли, области), а не города; всадника – Св. Георгием, а не великим князем или царем.

На этом петровская эпоха (время царствования с 1689 по 1725 гг.) заканчивается, а ее итогом, в государственной (т.е. в государевой) символике становятся: черный двуглавый орел – как: «Герб его императорского величества»…  изображен императорский орел песочной, т.е. черной, двоеглавой...». Цвет государственного символа говорит о перемене значения: если до Петра I видимым признаком русского государства являлась церковь (вера), то с началом его правления таким признаком становится земля, но в обоих случаях христианская и царственная.

Остается отметить, что черный двуглавый орел должен считаться гербом личным и выбранным (armoiries de choix – отборный, выбор), т.к. никем Петру не передавался, но для последующих императоров это был уже нормальный, т.е. унаследованный знак верховного главы (armoiriesdelasouverainete – верховных, высших, суверенных).

Так в истории России начали мирно соседствовать оба двуглавых орла: золотой – московских царей, защитников православия и черный – православных императоров российской земли. А во всех случаях употребления знаков «не государем», они были не гербами, в прямом значении слова, а гербовыми знаками, т.е. знаками принадлежности «государю», государственными. Но и значение слова «государственный» со временем видоизменялось.

Сенатский указ 1726 г., при Екатерине I: «... Для печатания ея… указов…, сделать… государственную печать...»[20]. Здесь впервые печать названа государственной, т.е. принадлежащей как бы и стране, и государыне  одновременно. Все правильно – сказать «мой» герб, она не имела права, это был герб мужа – Петра I. Это перваяофициальная запись, которая позволяетназвать черного двуглавого орла – государственнымгербом, т.е. страны, земли, народа.

При Петре II, по указу от 20 декабря 1781 г., опять: «Герб государственный…»[21], т.е. повторно связывается с землей, со страной.

 

В указе Павла I, от 5 апреля 1797 г., в «Учреждении об императорской фамилии», параграф 41 третьего Отделения гласил: «Герб государственный, императорской фамилии принадлежащий…»[22]. Здесь видна попытка, выправить значение герба к его правильному восприятию. Но – тщетная. Потому что здесь же говорится: «Великие княжны и княжны крови императорской, вступившие в замужество за иностранных принцев, могут присоединять к гербу своих супругов принадлежащий им по праву рождения герб Российский, чем самым пользуются и потомки их невозбранно»[23].

 

 

Впервые у России появился – герб, официально.

И, наконец «Императору Александру II была представлена на утверждение целая серия гербов. Они были одобрены монархом, и 11 апреля 1857 г. подробное описание государственногогерба, государственнойпечати и гербов членов императорского домабыло опубликовано»[24]. «Потеря» собственного герба требовала замены, что и произошло в указанное время. Появились два вида черных двуглавых гербов: «государственный» - т.е. земельный (страны, империи), что, по европейской классификации гербов, соответствует гербу общеcтвенному (armoiriesdecommunaute– сообщество, содружество, община) и «фамильный» - (armoiriesdefamille– семейный, домашний). Как говорится – комментарии излишни.

История Российских геральдических гербов начинается со времени царствования Петра I(1689 - 1725 гг.). Слово «герольд» переводится на русский язык как «вестник»[25]. Следовательно «геральдический знак» - вещающий (оповещающий, говорящий) знак. Геральдическая система знаков изначально построена только на изображении щита. Герб – это переходящий знак. Геральдический герб – это унаследованный рисунок на щите.

 

Первое в русской истории изображение двуглавого орла на щите, известно по оттискам с личных печатей царя Петра I Алексеевича (1721 год)[26]. Из чего, со всей очевидностью, следует, что до XVIIIвека геральдическийдвуглавый орел, т.е. изображенный на щите, в России не употреблялся; до Петра I в Россиине было геральдическойслужбы, а до 1726 г.у России(как страны) не было и официального (канцелярского) основаниядля геральдическогогерба.

 

 

Дальнейшая история русских геральдическихорлов выглядит так:

 

 

 

Впервые 6 щитов (не считая центрального – Московского) с гербами княжеств и царств изображены на крыльях двуглавого орла, в печати Петра I, в 1721 году. /царства – Казанское, Астраханское, Сибирское; великие княжества – Владимирское, Новгородское, Киевское/

 

 

Впервые другой набор из 6 щитов (не считая центрального – Московского) изображен на крыльях двуглавого орла, в 1832 году[27]. /остались царства – Казанское, Астраханское, Сибирское; прибавились – Польское, Таврическое и великое княжество – Финляндское/.

 

 

 

 

 

Впервые 8 щитов с гербами городов (царств, не считая центрального – Московского) изображены на крыльях двуглавого орла, в 1857 году[28]. /царства – Казанское, Астраханское, Сибирское, Польское, Грузинское, Херсонес Таврический; великие княжества – Финляндское и (соединенные на одном щите) Киевское, Владимирское, Новгородское/

 

 

 

   

Впервые щит Российской Империи, состоящий из 43 щитов земельных гербов, утвержден в 1800 году[29].

Впервые щит Российской Империи (без мальтийского креста), с черным двуглавым орлом на желтом же поле, утвержден в 1857 году[30].

 

Последнее (из четырех) государственное, гербовое и геральдическое знамя было изготовлено к 1896 г., для коронования последнего Русского Государя, Императора – Николая II Александровича (1894 – 1917).

 

 

Очередное и последние изменение признаков двуглавого орла произведено Временным правительством в 1917 году, «у него были изъяты скипетр, держава, корона, щит с груди и изменен цвет оперения – с черного на белый…»[31]. Полностью «разоруженный» двуглавый орел становится символом Временного правительства, что определяет его преемственным знаком, т.е. гербом, для тех последующих временных российских правителей или правительств, которые пожелают им воспользоваться. Белый цвет знака желателен, но - не обязателен.

 

Когда в государственном устройстве происходят непринципиальные (не изменяющие начала устройства), небольшие перемены, то они отображаются в пределах одной и той же знаковой системы: с 1497 по 1917 гг. изменения происходили в признаках двуглавых орлов. Большие перемены в общественном устройстве отменяют былую знаковую систему и вводят другую, видимым строением (началами=принципами) отличную от предыдущей, что наблюдалось на русской земле:

·         В 1497 году, когда, прежде самостоятельная, фигура всадника-князя соединяется с двуглавым орлом и соответственно, основным знаком становится орел, а всадник – признаком.

·         В 1918 году, когда двуглавый орел сменяется знаками серпа и молота.

·         И в 1991 году, когда серп и молот, сменяются двуглавым орлом.

 

Символика (=сложенность) двуглавого орла составлена следующими знаками-словами. Слово орел – состоит из двух значений, связанных напрямую: из формы и имени. По слову «орел» мы без труда определяем форму (строение) птицы. Имя «Орел», в переводе со славянского – сильнейший в бою[32]. Птица, сильнейшая в бою – это и вид, и значение основного (базового, самого большого по размеру) знака. Слова – двуглавый орел, указывают на главный (головной) признак формы: две головы. Что соответствует удвоенным и разносторонним  (на две/обе стороны) возможностям (качествам, чувствам, деятельности) обычной головы. В два языка - говорить, в два клюва – защищаться, в два ума – соображать, в четыре глаза – смотреть. Народная мудрость гласит: одна голова - хорошо, а две - лучше, но есть и философское определение этого явления, высказанное в VI - V вв. до н.э. Парменидом: есть мыслители как бы "двухголовые", видящие для всего "обратный путь"... Оба высказывания не предполагают физического двуглавия, а говорят об увеличенной возможности головной деятельности человека - уметь думать. Возможно поэтому в Акафисте Богоматери XI-XV вв., хранящемся в Государственном Историческом Музее, одна укрупненная буква в начале главы (инициал, буквица) украшена двуглавием орлиных голов. Одна голова красная, другая - синяя. Это значит, что красная, живая голова хорошо видит живую, материальную сторону жизни, а синяя, небесная - сторону нематериальную. Слова «Свет Православия» без особого труда могут быть выражены церковным (золотым) двуглавым орлом. Жители Москвы могут увидеть светоносную жар-птицу в Коломенском, в храме Казанской иконы Божьей Матери, а жители Сергиева Посада - в соборе Успения Пресвятой Богородицы Троице-Сергиевой Лавры[33]. Эти двуглавые золотые орлы несут свет в прямом и переносном смысле: являясь знаками небесного света, они несут и свет земной, в виде паникадил - больших церковных люстр. Неразрывное содействие небесного и земного света можно видеть обычным глазом.

Наиболее частым заблуждением, является утверждение, что двуглавый орел, фигура андрогинная[34], то есть - двуполая. Ни в известных изображениях, ни в имени (= названии) фигуры признаки двуполости не обнаруживаются, нет прямых совпадений.

Отсутствие видимых половых признаков нельзя считать и бесполостью, т. к.  в русском языке слово "орел" определенного - мужского рода. И заблуждением, является утверждение, что двуглавый орел – жертва[35]. Т.е. представляет тело птицы, разрезанное по средней линии от головы до хвоста – надвое. При традиционном развороте голов «в стороны», мы должны были бы видеть разрезанную сторону, т.е. живое мясо (внутренности), без глаз и перьев. Единственный вид птицы, который позволял бы подобное объяснение, без демонстрации внутренностей, это двуглавый орел с головами, повернутыми друг к другу. Но среди известных церковных и государственных знаков – такой фигуры нет.

 

Корона (венец) является предметом, предназначенным исключительно для ношения на голове, т.е. – для головы (главы). И соответственно, является признаком – коронованного главы. В зависимости от цвета орла, корона может означать: натуральный (естественного цвета) орел – природный (естественный) царь (король) птиц (людей). Черный орел – земной царь, король земли (царства, королевства и т.д.). Золотой орел – славы царь (в границах церкви) или царь золота (в бытовых границах). Для двуглавых орлов под одной короной – значения такие же, но удвоенные. Двуглавый орел натурального цвета – природный венценосный глава двух сторон (церковный и бытовой глава). Двуглавый орел черного цвета – всесторонний венценосный глава земли (царства, графства и т.д.). Имя (название и форма) короны определяет имя венценосца – император, князь, барон и т.д. Венценосные главы земель, собранные в единую империю, т.е. «под императорскую корону», легко узнаваемы в черном двуглавом орле, с коронными главами, находящимися под общей императорской короной. Соответственно, слова «слуга короны», могут быть выражены и в форме короны, надетой на шею (как ошейник).

Скипетр – собственное имя жезла (указки) власти. Знак церковной власти – посох. Символ военной власти – маршальский жезл. Скипетр (жезл, посох и т.д.) – знак действующей (т.е. его правая лапа) и указывающей власти, соответствует слову «указ».

Держава – «то, что держат», «сфера» (державное яблоко, шар) удерживаемая (т.е. в его левой лапе), с собственными признаками.

основные положения орлиных крыльев имеют вполне очевидные названия: опущенные вниз – «сидящий», раскрытые в стороны – «летящий», поднятые вверх – «взлетающий». Соответственно виду, им находилось и применение. Золотой двуглавый орел (слава греко-русской церкви) до восемнадцатого века благополучно «сидел» на церковных и государевых вещах (местах, предметах). Начиная с Петра I, христианская земля России (черный двуглавый орел) начала свой «взлет» (воспарение).

 

При императоре Александре I неофициально (т.е. без письменного узаконения, объявления) стал применяться символ «распространяющейся земли – Российской империи», т.е. черный двуглавый орел с распростертыми в стороны крыльями. Что, естественно, не осталось незамеченным: «В царствование блаженной памяти государя императора Александра I, когда предубеждение в пользу всего французского проникло и в кабинеты некоторых министров русских, двуглавого орла стали изображать не с поднятыми выспрь крыльями, а с простертыми горизонтально и несколько наклоненными, по подобию французского. Сия малость не осталась без последствий; были недовольные сим, как бы некою приметою, что Россия уже не возвышается, а опускает крылья»[36].

К настоящему времени следует отметить следующих двуглавых орлов.

 

Армянский церковный орел – по-византийски золотой, занимает место на спинке кресла армянского первосвященника.

 

 

 

Белый (серебряный) двуглавый орел – герб православной

Сербии.

 

 

 

 


Имперские черные двуглавые орлы второго рейха также имеют свои исключения.

 

Двуглавые орлы греческой православной церкви – не остановились в своём развитии. По их виду и сопровождающим их вещам и знакам, можно узнать кое-что новое.


Двуглавый орёл греческого патриарха – с двумя посохами в лапах, стал признаком официальной церкви. Этот символ можно увидеть: на заборе официального представительства патриарха; на стене православного монастыря; на вывеске магазина православных икон и в обычном храме. Другие же церковные изображения – весьма разнообразны.

 

 

Под одной короной и с пустыми лапами.

 

С оружием.


 

С одним и двумя крестами.

 

 

Стоящий на двух сферах.

 

С «Всевидящим Оком» в груди.

 

 

С изображением ангела, показывающего нерукотворный образ Христа.

 

 

Украшающий Царские врата алтаря.

А на могильной плите двуглавый орел не только действительно отмеряет время жизни, но и удерживает за собой право на взвешивание дел человеческих.

 

Из всего выше перечисленного невольно напрашивается вывод – греческий золотойдвуглавый орел обладает всеми признаками (качествами) Господа Бога, т.е. изображает Его.

 

Русские двуглавые орлы не так разнообразны в своих видах. Их задача, как золотых, так и черных, указывать на Православную или Имперскую принадлежность тех мест, где они располагаются.

Церковные орлы в России изображаются без нагрудных щитов – Богу защита не требуется. На царских и императорских тронах изображаются полностью золотые имперские орлы, т.к. цари и царства, императоры и империи – православные. Они защищены нагрудным красным щитком со Св. Георгием и держат в лапах скипетр и державу.  Знаки святой Российской земли (империи) и личные знаки (гербы) императоров, защищены нагрудным же щитком с гербом Москвы. В лапах держат золотые скипетр и державу. Изображаются черным цветом. Казалось бы всё просто. Но новое время приносит и новые символы.

 


Так на храме Живоначальной Троицы в Борисове, расположились четыре двуглавых орла невиданной формы и странного цвета. Внутри храма на аналое изображены явно имперские орлы, но без скипетра и державы.

И на тех, и на других орлах – золотой нагрудный щиток. Т.е. тоже небывалого цвета. И кому это угрожает имперский бездержавный орел, своими когтями – на все четыре стороны?

 

 

Отходы от классических изображений – не редки, но исключительно в околоцерковной среде. Так, например, на Кипре несколько кафе имеют название «Византия» и их скатерти, вывески и реклама украшены необычными по цвету и форме двуглавыми орлами.

 

 

 

 

 

 

Если красномедные и злобные орлы должны о чем-то напоминать прихожанам, то хотелось бы знать – о чём именно? И почему в церкви?

 

 

 

Словарь к тексту:

Знак. Слово, имеющее постоянный общий смысл. Цвет или фигура, прямо совпадающие с этим словом, имеют то же значение и название. Орел, корона, крест – знаки.

Признак. Знак меньшего размера, чем главная фигура, находящийся при/на большем (основном) знаке. Так для двуглавого орла  признаками являются: короны, держава, щит нагрудный, скипетр, щиты на крыльях, цвет оперения и т.д.

Президент. (лат. praesidentis – впереди сидящий)[37] = председатель.

Символ. (=сложенность) Фраза, состоящая из двух или более слов, и изображение, состоящее из двух или более знаков. Двуглавый + орел, черный + орел, коронованный + орел, и т.д. – символы.

Сербский крест.

Как бы там ни было, но во второй половине ХІІ в., во времена правления Стефана Немани, крест с огнивами стал символом независимого сербского государства. 

Сербский орел.

Но, скорее всего, двуглавый орел стал символом Сербского королевства в середине XIV в., в

период правления Стефана IV Душана по прозвищу Сильный (1308-1355, король в 1331-1345, император в 1345-1355), который считал себя и свое государство наследниками мощи и славы Византии, поэтому он принял двуглавого орла – символ Византийской империи и знак императорской власти династии Комнинов гербом своего государства. Но в отличие от византийского двуглавого золотого орла в красном поле, на гербе императора Душана был серебряный орел в красном поле. 

[1] В. Новиков «Орлы российской империи», М., Т-во Московский писатель, 1991, С. 12.

[2] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М. ’93, стр.20.

[3] В.И.Лавренов «Гербоведъ» №2, М., ВГО, 1992, С. 12.

[4] «История русской церкви», М., И.О. Спасо-Преображенск. Валаамского монастыря, 1991, С. 310.

[5] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 186.

[6] И. Забелин «История города Москвы», репринт, М., «Столица», 1990, С. 181.

[7] В.А. Лебедев «Державный орел России», М., «Родина», 1995, С. 118.

[8] Так у  А.Б. Лакиера "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 145.

[9] «Впрочем, Иоанн писался царем в сношениях с иностранными государями, а они в своих грамотах величали его титулами: Kaiser, Imperator». «История русской церкви», М., И.О. Спасо-Преображенск. Валаамского монастыря, 1991, С. 310.

[10] В.А. Лебедев «Державный орел России», М. ’95, стр. 113

[11] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 132.

[12] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 158.

[13] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 109.

[14] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 113.

[15] «Свет и тени российской короны», сост. В.Пархоменко, Л., Молодая гвардия, 1990, С. 8.

[16] «История русской церкви», М., И.О. Спасо-Преображенск. Валаамского монастыря, 1991, С. 661, 662.

[17] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 49.

[18] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 12.

[19] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 45.

[20] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 48.

[21] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 184.

[22] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 53.

[23] А.Б. Лакиер "Русская геральдика", репринт, М., «Книга»,1990, С. 174.

[24] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 57.

[25] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С.200.

[26] В.А. Лебедев «Державный орел России», С. 174; Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», С. 43.

[27] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 54.

[28] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 57.

[29] «Гербоведъ»№4 (2/1993), М., ВГО, С. 10.

[30] В.А. Лебедев «Державный орел России», М., «Родина», 1995, С. 48.

[31] В.В.Похлебкин «Словарь международной символики и эмблематики», М., Междунар. отношения, 1995, С. 294.

[32] А. Платов «Руническая магия», М., Менеджер, 1995, С. 80.

[33] «Троице-Сергиева лавра», М. ’87, стр. 130.

[34] М.П. Холл "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.", Новосибирск. ’92, Т. 2, стр. 424.

[35] «Гербоведъ» №5-6 (1-2’ 1994), ВГО, С. 9.

[36] Соболева Н.А., Артамонов В.А. «Символы России», М., Панорама, 1993, С. 54.

[37] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 516.

 
Back to top