как отправить заявку на кредит во все банки
онлайн заявка на кредит наличными.

В алфавите нет плохих или хороших букв, а в символике нет плохих или хороших знаков. Разделяя символы, на знаки и читая знаки, как слова предложения, можно понять, что именно хотел сказать человек или сообщество, создав или приняв на себя тот или иной символ. Неудивительно если в одном случае мы прочтем что-то высокое и похвальное, а в другом случае - противоположное.

После 1941 года, у народов России выработалась стойкая неприязнь к знаку "свастика" и доброе, в лучшем случае - безразличное, отношение к знаку "пятиконечная звезда". Однако в среде обычных людей: верующих Русской православной церкви, отношение к этим знакам другое, ведь свастика - крест, а пятиконечную звезду носили гонители православия - атеисты. Где же истина? Рядом. В живой природе есть растения полезные, не вредные и ядовитые. Среди людей встречаем добрых, нормальных и злых. Соответственно в среде людей добрых и нормальных, "свастика" и "пентаграмма" будут нести добрый, нормальный смысл, а среди злых - недобрый. Главным источником ошибок исследователей является пристрастность, т.е. поиск заведомо плохого смыслового содержания в "чужих" знаках и символах. Что, разумеется, не позволяет увидеть и понять их настоящее значение.

Строение звезд.

Изображения пятиконечной звезды, как и многих других знаков, появились в глубокой древности. Но и до настоящего времени нет возможности ознакомиться с последовательной историей появления и развития того или иного знака. Даже в специальных изданиях по символике (разного рода энциклопедии и словари) пятиконечным звездам отводится не более одного, двух десятков строк, а трех, четырех, шести и более «конечным» - и того меньше.

 

С греческого языка слово «пентаграмма» переводится как: pente + gramma (пять + линия) то есть фигура составленная пятью (прямыми) линиями. Вписанная в пентаграмму фигура человека позволяет обнаружить в символе два целых и самостоятельных знака: треугольник и стрелу.

 

Треугольник соединяет две руки (действия) и живот, что позволяет прочесть его как "направление животной деятельности" или проще - "жизнедеятельность".

Стрела – это соединение двух острых углов. Большой: соединяет ноги (движение) и место выше головы, что читается как "движение в направлении,  превосходящем человеческое тело". Малый: соединяет ноги и живот (жизнь), что читается как "движение жизни". А их сочетание: "соединенное движение жизни и превосходящего". И в более общей форме: "человеческая  устремленность".

Очевидно, что в обычной (лучом вверх) пентаграмме жизнедеятельность человека направлена вниз, к земному, а  устремленность - вверх, к высокому. Человек, у которого стремление к земному превышает нормальную потребность, воспринимается какживотное и обозначается "лучом вниз".

 

Таким образом, пентаграмма соответствует  значению  "устремленный человек", но не совпадает с понятием о взаимодействии пяти человеческих чувств: четыре из них (зрение, слух, обоняние и вкус) принадлежат головному лучу, а одно (осязание) - оставшимся четырем. Рисунок из труда Агриппы Неттесгеймского прикладывает человеческую фигуру к пентаграмме, а не «вписывает» в нее. Если же фигуру человека вписать так, чтобы и верхний луч оканчивался головой человека, то шея этого человека будет слишком длинной, как у жирафа. Так же не подходит и название "пентальфа" (пять А) - если из пентаграммы  изъять часть рисунка  изображающего одну букву А, то в оставшейся части рисунка другие буквы А - отсутствуют.

Разница в строении "пентаграммы" и остальных звезд, очевидна. Звезды с видимым центром соединения линий называются "лучевые", а звезды, не имеющие такой особенности - "несколькоугольные" или "угловые" (пента+ гон  = пять+ угол). Лучевая звезда соединяет концы не менее трех линий/отрезков в одной точке.  Правильная звездабудет иметь одинаковую длину лучей/отрезков и одинаковое расстояние между ними (т. е. одинаковые углы). Таким образом, из пяти прямых отрезков одинаковой длинны, можно построить две правильные звезды - пентаграммы:

1) с отрезками ,одной стороной соединенными в одной точке - "лучевая";

 

2) с отрезками, соединенными последовательно и пересекающимися - "плетеная".

 

А из десяти отрезков, соединенных «в угол» и последовательно, без пересечения  - "угловая" (и/или сплошная).

 

Фигуры, независимо от количества окончаний, не имеющие непрерывного строения, т.е. «тела», звездами считаться не могут. Т.е. фигуры похожие на звезду – звёздообразные.

 

 

Эти определения строения подходят для всех видов звезд. Знак плетеной пятиконечной звезды, окрашенный в один из цветов, примет дополнительное смысловое значение. Белая – звезда стремления чистого человека, черная – звезда стремления земного человека, красная – звезда стремления живой крови (живого) человека и т.д. В пятиконечных звездах, лучевой и угловой, видимое строение не имеет сочетания треугольника и стрелы, в связи с этим теряется слово «стремление». Т.е. «белая» – звезда чистого человека, черная – звезда земного человека, красная – звезда живой крови (живого) человека, голубая – небесного/воздушного человека и т.д.

По геральдическим правилам звездами называются фигуры, имеющие не более пятнадцати лучей, фигуры имеющие шестнадцать и более лучей называются одинаково - СОЛНЦЕ.[1]В обычной жизни люди не обращают внимания на подробности строения звезд, им хватает общего вида, определяемого по количеству имеющихся «концов». Этот распространенный прием, основанный на совпадении чисел, применяется не только к звездам, но и к самым различным фигурам и их соединениям.

Звезды с 1 и 2 лучами изобразить можно, но они не будут легко узнаваемы, а следовательно - бесполезны. Число 3 связывается с троичностью, триединством, третьим днем творения и т.д. Число 4 – с крестом, четырьмя сторонами света, четвероевангелием, четырьмя временами года и т.д. Число 5 – с человеческим телом, человеческими чувствами, рабочей пятидневкой и т.д. Число 6 – с днями творения, печатью царя Соломона и т.д. Число 7 – с днем Воскресенья, полной неделей и т.д. Число 8 – с началом Будущего века, удвоенным числом 4 и т.д. Число 9 – с поминанием усопшего, соединением чисел 4 и 5, и т.д. Число 10 – с десятью заповедями, декадой, удвоенным числом 5 и т.д. Среди последующих чисел, самым известным является 12, совпадающее с количеством месяцев в годовом круге, с двенадцатью апостолами, со знаками Зодиака и т.д. Числа 11, 13, 14 и 15, наиболее редки в прямых совпадениях, но это не значит, что их нельзя обнаружить. Число 11 может связываться с числом апостолов без предателя Иуды, с кругом рабочего года без одного месяца отдыха и т.д. Число 13 – с числом апостолов вместе с учителем Иисусом Христом, с новым Зодиаком, в круг которого вошло тринадцатое созвездие – Змееносца (занимает последнюю неделю Скорпиона и первую неделю Стрельца) и т.д.

 

 

 

Число 14 – со звездой изображенной на месте рождения Иисуса Христа, со вторым Воскресеньем (т.е. 7 х 2).

 

 

 

Число 15 – с триединством человеческим, человеческим братством, соединением чисел 10 и 5,  и т.д.

Свастика. Прямая связь между звездами и знаками свастики обнаруживается без особенных усилий, так как любой знак свастики - лучевой, т.е. соответствует строению фигуры "звезда", но несет собственное смысловое значение - "огонь". Так же как в звездах, каждый прибавленный луч увеличивает силу знака. Но особенность, заключающаяся в одностороннем отклонении окончания каждой линии, позволила разделить знаки на две разновидности: прямую - собранную из элементов (  é ), обратную - из ( ù  ). Прямая  и обратная свастики получили свое наибольшее распространение в формах, построенных на основе знаков    ( + ) и ( ´ ), где знак прямого положительного огня усваивается за солнцем, а знак положительного, но обратного, отраженного огня - за луной. Для знака "умножающийся огонь", постоянного небесного светила не нашлось, но ему может соответствовать другое небесное явление - молния. Загнутые концы определяют характер знака по образуемым углам: острый, прямой и медленный, и могут дополняться характером  загнутых окончаний, например: "завихряющийся"(спиралевидный) огонь. Так как небесным телам более соответствует слово свет, т.е. видимая часть огня, то слова "свет" и "огонь", редко, но могут быть взаимозаменяемы, для небесных звезд. Знак, окрашенный в один из цветов, принимает дополнительное значение. Белый - чистый огонь, черный - земной огонь, голубой\синий - небесный огонь, красный – огонь живой крови и т.д. Но, являясь самым удобным и понятным, четырехконечный знак огня не был единственным.

История звезд.

"И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды"- говорится в Библии. В древности планеты назывались "блуждающими звездами" в отличие от "неподвижных звезд", как бы закрепленных на поверхности небесной сферы. Венера  известна многим народам как утренняя и вечерняя звезда, после Солнца и Луны она наиболее яркий объект нашего неба, не удивительно, что эти три светила стали первыми наблюдаемыми и изучаемыми небесными телами. А.Ю. Саплин в книге "Астрологический энциклопедический словарь", в статье "Вавилонская астрология...", делает краткий анализ древних текстов, охватывающих время 3200 - 100гг.до Н.Э. В период шумерский и аккадский (ок. 3200-ок. 2000 гг. до н.э.) в текстах упоминаются боги-небожители: бог Неба - Ан, бог Солнца - Уту, бог Луны - Наннар и богиня Венеры - Инанна. По существу это запись ранее известных устных преданий. В период старовавилонский (ок. 2000 - 1530 гг. до н.э.), в качестве богов упоминаются и некоторые созвездия, появляются записи прогнозов связанные с "лицом неба", новолунием, северным ветром и т.д. В касситский период (1530 - 1160 гг. до н.э.) к солидному своду небесных предсказаний прибавляется список из 36 звезд, сгруппированных в 12 разделов по 3 звезды в каждом, что позволяло разделять время на месяцы и на отдельные части месяцев. Появляются изображения созвездий. В позднеассирийский период (ок. 1000 - 612 гг. до н.э.)регулярно наблюдались и предсказывались затмения, год поделен на четыре "сезона", выделены "созвездия на пути Луны"(круг Зодиака) и применены математические расчеты. В нововавилонский, персидский и селевкидский период (539 - 100 гг. до н.э.) разработаны математические методы предвычислений планет, затмений и других небесных явлений, создан Зодиак из 12 знаков.[2]

Древнегреческий философ и астроном Анаксагор, живший в5 в. до н.э., утверждал, что Солнце - огромный огненный камень, величиной с остров Пелопоннесс, звезды - тоже раскаленные тела, Луна отражает свет другого светила и правильно объяснил затмения. Другой древнегреческий астроном, Гераклид понтийский, живший в4 в. до н.э, заменил понятие вращения звездно-планетарной сферы вокруг Земли, на суточное вращение Земли вокруг своей оси и пришел к выводу, что Венера и Меркурий вращаются вокруг Солнца.Аристарх самосский, астроном, живший в4 -3 вв. до н.э. , нашел способ определения расстояния от Земли до Солнца и Луны, определил их размеры (крайне неточно) и, за 18 веков до Коперника, предложил систему мира вращающегося вокруг Солнца. Во2 в. до н.э.Гиппарх определяет с большой точностью расстояния до Луны, приблизительное расстояние до Солнца, составляет звездный каталог, вырабатывает теорию календаря, изобретает новые астрономические приборы и изучает углы прецессии, оставаясь сторонником идеи "Земля - центр Вселенной", приходит к мысли, что звезды (а не только планеты) могут перемещаться в пространстве.[3] Появление письменности позволяет проследить, как постепенно изменяются знания человека о звездах, созвездиях и планетах. Необходимость различать звезды приводит его к составлению звездных каталогов и раздаче звездных имен. А неосознанное влияние небесных тел на земную природу и человека приводит его к созданию астрологии, науке, упорядочившей связь божественных имен, тел и явлений между небом и землей на достаточно высоком уровне. Для греков и римлян звезды были божествами – верование, пришедшее из древних религий Персии и Вавилона. Небесные тела буквально идентифицировались с богами – Венерой, Меркурием, Сатурном и т.д. Таким образом, боги в качестве планетарных фигур могут изображаться со звездой на лбу.[4] Но, если ограничиться простейшими понятиями о небесной сфере, то современный взгляд на небо не будет сильно отличаться от древнего.

По-прежнему небесную поверхность занимаютсветила. Светило дневное - Солнце. Светила ночные - Луна и звезды. Звезды бывают неподвижными, блуждающими (планеты) и падающими (метеориты, кометы). Все они различаются между собой по именам, размерам, яркости и цвету. Что не могло не отразиться на тех окружающих человека изображениях, которым придавался характер небесного явления, звезды или огня. Все зависело от свойств предметов, которые либо прямо соответствовали нужным качествам, либо наделялись таковыми. Поэтому знак прямой свастики на обычном глиняном горшке мог обозначать, что он сделан из обожженной глины и не боится огня, т.е. отражает его. А свастики на одежде греческого бога Аполлона обозначали звезды, т.е. небесные огни различной силы. Разумеется, что, и самые крупные небесные светила, древние греки изображали свастиками.

А так как они знали, что Луна светит отраженным светом, то и направления загнутых концов у солнечной и лунной свастик были противоположными. Их изображения с острова Крит принадлежат к 3 – 1 тысячелетию до Р.Х.[5]

 

На греческом языке имя знака - polypoys, что значит «многоногий». Свое сегодняшнее индийское имя знак впервые получил в 1852 году от французского ученого Эжена Бурнуфа, назвавшему четырехконечный крест с загнутыми концами санскритским словом «свастика», что примерно означает «несущая добро».[6] Еще одно имя отыщется в развалинах древней Трои, воспетой Гомером и откопанной известным исследователем Шлиманом. В его атласе содержатся изображения около 600 предметов, со знаками 55 (четырехконечных) свастик, 102 трехконечных свастик (triquetrum), 86 пятиконечных свастик, 62 шестиконечных свастики и т.д.[7] Разумеется, что, и знак пятиконечной звезды был хорошо известен в древней Греции, это легко определить по его греческому имени – «пентаграмма». Но настоящей сокровищницей пятилучевых звезд был древний Египет. Имя самой яркой звезды Египта можно последовательно проследить в обратном порядке, т.е. от сегодняшнего дня.

Звезда моря (лат. Stellamaris) – в эпоху средневековья: отождествление Марии Богоматери с Полярной звездой.[8] Звезда – обычно изображается на плаще Девы Марии. Ее присутствие объясняется одним из названий Марии – «Морская звезда» (лат. StellaMaris), что соответствует значению еврейской формы ее имени Мариам.[9] Если не забывать, что евреи выходили из Египта, то древнеегипетское изображение морской звезды, к которой медленно (на коленях) приближается человек-феникс,[10] прямо совпадет с ее сегодняшним именем. А если знать, что древние египтяне называли море "большая зелень", то, можно определить и цвет слова "морская".

 

В одном из разделов журнала: Энциклопедия «НАУКИ И РЕЛИГИИ», приводится статья Н. Жуковской об отпечатке стопы Будды. На рисунке, сопровождающем текст, изображены две правых стопы с вписанными в них священными знаками и символами буддизма. Но, на пальцах одной стопы изображены знаки свастики, а на пальцах другой – языки огня. Что указывает на их взаимозаменяемость.

Раскопки древнейшего славянского храма бога Ругевита на острове Рюгене, а также среди славянских поселений в долинах рек Лабы, Одера и Эльбы обнаруживают алтарные фундаменты, неизменно освященные этим сакральным знаком.[11](свастикой)

Средневековый мраморный рельеф изображает пентаграмму на крестильном камне кафедрального собора в Сибенике (Далмация).[12] Где строение рисунка определяет слова для его описания. Пентаграмма стоит в сфере постоянных переплетений, и ее сердечное цветение проявляется в окружающих знаках. Ее действия (руки) опора для птиц обращенных к головному лучу (т.е. действия обдуманны). Ее действия покровительствуют (покрывают) растущее и летающее. Ее движение (шаги, ноги) не беспокоит кормящихся. Это хорошее пожелание и руководство для человека, принимающего церковное крещение.

Русские звезды. История знаков на русской земле мало отличается от общей истории развития знаков человечества – от создания собственных видов до усвоения посторонних. Однако ее "серединное" расположение на евразийском континенте и ее многоплеменное, с различными формами вероисповедания, население, оказали должное воздействие на общую «грамотность» пользования знаками. Знаковая система народа всегда основывается на его языке, следовательно, по русскому языку можно судить и о возможностях русской изобразительной символики. Знаки пятиконечной звезды и свастики не являлись, каким то исключением из общих правил применения символов и могли использоваться самостоятельно или совместно. Факты, размещенные в хронологической последовательности, т.е. история знаков, убеждают в этом лучше любых рассуждений. Но, по известным причинам, этих фактов не очень много.

 

Историю рассматриваемых знаков, видимо, следует начать с недавней находки. «Весной 1987 года на юге Челябинской области при слиянии двух речек – Караганки и Утяганки – был открыт удивительный памятник древней арийской цивилизации – земляной город. Свое название он получил от соседней вершины – Аркаим. Город выложен из земли, без применения камня, в XVII-XVI веках до Н.Э. (Эпоха Трои и пирамид Среднего царства Египта). В нем могли свободно разместиться до 2,5 тысяч человек. Это единственный памятник андроновской арийской культуры почти полной сохранности. Реконструкция его строения, перенесенная на бумагу, позволяет видеть общий вид постройки – в форме округлой «солнечной» свастики. А т.к. древние арьи были огнепоклонниками и из небесных светил почитали более всего солнце, то и удивительная находка археологов не нарушает, а подтверждает ранее известные факты».[13]

    

Чудотворные иконы Богоматери: «Тихвинская», написанная, как говорит предание, Евангелистом Лукой, «Свенская» и, вошедшая во многие издания-сборники богородичных икон, «Избавительница», украшены пятиконечными звездами.

Икона св. Великомученика Георгия, принадлежавшая в свое время Стефану, Воеводе Молдавскому, украшена так же.

На иконе «Преображение», Спаситель иногда изображается на фоне зеленой, реже – красной, пятиконечной звезды.

 

   

 

   

На современной иконе-открытке, освященной в Иерусалиме, Богородица украшена золотыми пятиконечными звездами. 

Ни форма звезд, ни их цвет, ни поворот одним лучом вниз не смущают нормальных людей, верящих в правильность опыта Русской Церкви и ее знаков. В церкви все материальные предметы приобретают только нематериальное значение. То же самое происходит и со знаками. Знаки, расположенные на покрове головы Богородицы, говорят о главных ее качествах. Знаки, расположенные на плечах, руках, говорят о качестве действий. Пятиконечная  золотая звезда, расположенная «лучом вверх», говорит о человеческой славе Богородицы. Серебрянаяотражает ее человечность. Белая – показывает ее человеческую чистоту. Красная – как бы ее прижизненный портрет, т.е. образ живой человечности. Пятиконечная звезда, расположенная «лучом вниз», говорит о направлении «небесного» к «земному». Золотая звезда – о направленной вниз человеческой славе. Серебряная – о направленном вниз человеческом отражении. Белая – о направленной вниз человеческой чистоте. Зеленая – о направленной вниз человеческой вере, которая, как и зелень окружающей природы, произрастает естественно, т.е. не по воле человека земного, а иногда и против нее. Появление знака пятиконечной звезды на лбу Св. Георгия, напрямую связано с особенностью изображения его одежды и снаряжения. Все передано очень подробно, в отличие от общепринятого в церковной иконографии обобщенного, условного изображения одежд. Сочетание художественных подробностей и знака светлой человеческой звезды говорят об изображении, сделанном как бы при жизни святого, передающем его земной вид.

 

Для храма-памятника, воздвигнутого к торжествам столетнего юбилея победы над Наполеоном (под Лейпцигом в 1813 году), радением Войска Донского построен серебряный иконостас весь покрытый свастиками.[14]


   

Последняя русская императрица Александра Федоровна изображала свастику на обложке своего дневника, на подаренной Вырубовой молитвенной карте, у кровати цесаревича Алексея и на месте будущей казни – на стене ипатьевского дома. На снимке видно, что радиатор автомобиля царской семьи  украшен этим же знаком.[15]

 

По 1918 год включительно, «Присяга» священнослужителя украшалась плетеным орнаментом, в котором насчитывалось восемь свастик (4 загнуты в одну сторону, 4 в другую). А значит, в течение нескольких лет каждый новый священник, хоть раз, видел эти знаки на важном для него документе.

 

 

 

 

 

Разумеется, что эти знаки вместе и по отдельности должны встречаться на предметах церковного круга: на одеждах священников, на иконах и их окладах, в книгах и на наперсных крестах, и т.д. А если мы этого не видим, то это не значит, что их не существует.

 

 

 

 

 

 

 

В 1918 году Временное правительство выпустило в оборот бумажные деньги,

 



достоинством в 250, 1000, 5000 и 10000 рублей, с изображением свастики.

  

 

 

 

19 апреля 1918 года в «Известиях» была помещена заметка «Значок красноармейца». Там говорилось, что «Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной Армии. Знак изображает звезду с золотыми лучами, в середине на красном поле – золотое изображение плуга и молота». 11 мая было опубликовано постановление, в котором говорилось, что «каждый, вступающий в Красную Армию должен снабжаться... красноармейским значком: марсовой звездой с плугом и молотом. Значок носится на околыше фуражки».[16] Имя для звезды выбрано неудачно. В древнеримском пантеоне имелось два бога войны: Марс – бог несправедливой войны и Квирин – бог защитник, «Марс мира», бог народных собраний и ополчений римлян-квиритов (патрициев и плебеев).[17] Но, как говорится: написанное пером..., и красная звезда - марсовая. Форма обмундирования для армии и знаки различия были разработаны лишь в начале 1919 года, когда, в частности, и появилась «буденовка» – суконный шлем с нашитой спереди звездой, цвет которой зависел от рода войск.[18] С 1919 года красная звезда красноармейца с плугом и молотом прикалывалась в центр нашивной звезды шлема. Первое время звезды прикалывались «лучом вниз», за что красноармейцы получили народное прозвание «красные дьяволы». На фуражках некоторых вождей революции «марсовая звезда» занимала перевернутое положение до 1926 года. Но через некоторое время это исправили и последним немым свидетелем, сохранившим первоначальное положение

                                             

 звезды, является знак ордена «Красное Знамя» СССР, учрежденный в 1924 году, прямой преемник ордена «Красное Знамя» РСФСР, учрежденного в 1918 году.

Однако не у всех красноармейцев в гражданскую войну на шлемах были звезды. Бойцы калмыцкой конной бригады, в составе 11 армии, нашивали на шлемы вместо пятиконечных звезд голубую свастику. В этом нет ничего удивительного: свастика, бегущий крест, - древнейший буддийский знак вечности и счастья. Он был особенно понятен калмыкам-буддистам. В первые годы революции свастика была весьма популярна и трактовалась как символ очищающего революционного пламени. Но красная звезда оказалась сильнее, и сегодня даже трудно представить, что эти два знака несколько лет соседствовали в революционной России.[19]

 

 

 

 

В Центральном государственном архиве Советской Армии находится документ, в котором, в частности, говорится: «Приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта с.г. № 213. ОПИСАНИЕ. Ромб 15х11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре – венок, в середине которого «ЛЮНГТН» с надписью «Р.С.Ф.С.Р.» Диаметр звезды 15 мм., венка – 6 см., размер «ЛЮНГТН» – 27 мм., букв – 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев желтой краской), самый венок и надпись – серебром (для красноармейцев – белой краской)».[20] Время, когда создавался «ромб», 1918 – 1919 г.г. В прилагаемом чертеже «ромба» загадочный знак «ЛЮНГТН» выглядит совершенно знакомой, прямостоящей (солнечной) свастикой золотого цвета.

В 1920 году германский фашизм принял свастику своей партийной эмблемой и в 20-х годах, в Манчжурии, группа белой эмиграции объединилась в Русскую фашистскую партию. Их символом был белый двуглавый орел, наложенный на черную свастику на желтом фоне. Где орел символизирует русский народ, а свастика - солидарность с фашистскими движениями в других странах.[21]

 

В ноябре 1922 года, в газете «Известия» было опубликовано «Предупреждение» народного комиссара просвещения А.В.Луначарского:  «На многих украшениях и плакатах в дни последнего празднества и вообще на разного рода изданиях и т.д. по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, который называется свастикой. Т.к. свастика в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского, реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом».[22]

С этого времени символы разошлись по разные стороны поведенческой (политической) границы, став исключительно опознавательным знаком противника. А жаль. Ни одному руководителю стран, воевавших с гитлеровской Германией, не пришло в голову запретить, вычеркнуть из своего родного алфавита, ту самую неприятную букву, с которой начиналось имя «Гитлер». А вот со знаком так поступить можно, т.е. вместо того, чтобы объяснить, что плох только такой знак – черной свастики, поскольку его значение - «горящая земля», что он плох только на предметах военного и партийного назначения, поскольку обозначал людей и технику, действовавших по плану «выжженной земли». А на одежде и оборудовании вулканологов такой знак был бы уместен. Но может быть, в советском государстве никто не понимал символику знаков? Может быть и так. Иначе трудно объяснить появление скверного знака в самом центре Москвы и его продолжительное, издевательское нахождение на самом видном месте - на кремлевских башнях. Почему издевательское? Потому что знак посажен «на кол» в самом прямом смысле этого слова, а уточнения: на штырь или на спицу, ничего не меняют. Почему знак «скверный»? Потому что на кол посажен живой (красный цвет) человек (пятиконечная звезда) и при перенесении знака в нематериальную сферу его значение не улучшается: наколота живая человечность. Может быть, кремлевские правители хотели показать этим знаком свои мучения? Не получается. После снятия двуглавых орлов, в сентябре – октябре 1935 года,[23] были установлены пятиконечные звезды с серпом и молотом посередине, что и могло быть понято как мученичество живого человека несущего на себе знаки власти. Но после очередной замены на «светящиеся» звезды,  знаки советской властной системы пропали, что совершенно откровенно говорит, что всякий обученный (ограненный) человек, не несущий на себе знаки власти, будет опутан золотой сетью и будет видеться правителям, несущим на себе видимые знаки власти, именно в таком виде. Почему его не снимают? Получается, что и в современных академиях, университетах и геральдических службах нет настоящих специалистов по этим вопросам и мы еще «налюбуемся» на эту «красоту».

Рассмотрев особенности строения и применения знаков, «звезда» и «свастика», можно обратиться к некоторым местам из работы Ю. Н. Лукина «В мире символов»[24], посвященной вопросам их символики и перевести смысл (значение) некоторых фраз на обычный язык.

Бывшие до нас исследователи этого вопроса лишь утверждают, что свастика - знак народов индо-европейской ветви и у семитов почти отсутствует. Эта сказка настолько прилипла к современности, что иногда принимает крайнее определение. «Семиты во все периоды их истории этот символ не применяли; он отсутствует в памятниках Финикии, Палестины, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, а также Шумера».[25] Разумеется, подобные утверждения не соответствуют действительности, что можно обнаружить даже в тексте Библии. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт. 3, 24).  Слово «пламенный» понятно без перевода, а «обращающийся» требует пояснений. Простая фигура, равносторонний крест, меняет свое значение в зависимости от поворота: в прямом виде (+) - положительность, в наклонном (×) - умножение. Если поворачивающемуся кресту придать качество огня, т.е. добавить загнутость к каждой его стороне, которая может менять направление поворота, то словам: пламенный и оборачивающийся, лучшего краткого выражения – не найти. Единственная сложность – сочетание огненного знака со словом «меч». Если четырехстороннему кресту  заострить окончание одного луча, т.е. придать сходство с окончанием меча, а двум поперечным лучам придать «загнутость», то получим искомый символ, но на основе двухконечной свастики. Такой знак редок и потому малоузнаваем.[26] Но тем не менее его можно видеть на древней финикийской монете.

 

Неполные: одно, двух и трёхконечные свастики на основе равностороннего креста.

 

Неизвестный русский мастер нашел другое решение: изобразив расцветающие свастики внутри креста, а на его поверхности обозначил место для «держания», получив «триобоюдоострый пламенный меч».

 

 

 

И если люди, называемые нами греческим словом «евреи», не хотят признавать знака «добро» (крест = +) и знака «несущего добро» (свастику), то это их беда, а не вина.

Неоднократно цитированный нами Э. Леви утверждает, что: "все тайны магии, символы гностизма, фигуры оккультизма, все ключи каббалы - все это заключено в знаке пентаграммы. Знак этот самый великий, самый могущественный из всех знаков." Далее он же говорит: "Кто не  признает знамения креста, тот трепещет при виде звезды микрокосма." Первая цитата говорит о том, что царь природы, ее ключ, ее центр - человек. Вторая: кто не признает действенность знаков добра (+), тот боится человека.

В мистическом понимании свастика имеет два значения: солнечная свастика и лунная свастика, истинный цвет солнечной свастики оранжевый, а лунной – белый. Это совершенно точная характеристика цвета по отношению к свету Солнца и Луны. Для форм прямой и обратной четырехконечной свастики, такое добавление возможно, но излишне, т.к. напоминает «масляное масло».

 Если знак свастики действительно встречается  в катакомбах, то она употреблялась первыми христианами, как сходная в средней части с крестом. Действительно, знак свастики употреблялся первохристианами в катакомбах, но не по сходству с материальным крестом Спасителя, а в своем собственном значении. В катакомбах Прискиллы, в Риме, имеется рисунок птицы, находящейся на верхнем крае кубка, который объясняется как: «Символическое изображение Св. Причастия (сосуд со свастикой), которого сподобляется душа праведника (голубь) в райских обителях».[27] Такое объяснение близко к строению рисунка, но неточно. Мы видим, что в чистоте (в не занятом пространстве) содержится (т.е. не стоит, не висит, но есть ручки для держания) сосуд (кубок) отраженного солнечного огня (лунная свастика) которого касается (не сидит, т.к. нет лап) мирная (не хищная) и светлая (не окрашенная) птица. Отсюда: светлая мирная птица, это Св. Дух, который изображается в виде голубя. Праведник – тот, кто собрал в себя Св. Дух, также может сравниваться с голубем. Отражение солнечного огня/света можно видеть не только в Правде, но и в виноградном вине для Св. Причастия. А вот «райские обители», которые традиционно представляются в виде цветущего сада, на этом рисунке никак не отражены.

Элифас Леви  утверждает, что: "свастика есть символ той религии, на которой сойдутся и примирятся верования, религии и секты человечества во Всемирном Братстве народов". Это хорошее утверждение для хорошего знака в хорошем месте – в Церкви, где все знаки не только нематериальные, «духовные», но и самого высокого – Светлого (Святаго) Духа. Поэтому согласиться с Ю.Н. Лукиным, что «мы также утверждаем, что Православному христианину нет нужды принимать тот знак, который чужд нашей душе», совершенно невозможно, поскольку от Перуна до 1922 года этот знак не был чужд народам Руси, России, славянам и Православным христианам. Заблуждается автор.

Фашизм.

«... мы придаем словам древний смысл, который они не имели». Л. Н. Толстой.

Чаще всего различным культурным явлениям присваивается имя-ярлык по которому собственно люди и определяют его участие в каких-то событиях. Для определения содержания иностранного слова «фашизм», заглянем в словарь иностранных слов.

Фашизм (ит. fascismo < fascio пучок, связка, объединение) – наиболее реакционное политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период острого кризиса капитализма и выражающее интересы самых агрессивных кругов империалистической буржуазии; фашизмом называется также открыто террористическая диктатура монополистического капитала. Характерным для фашизма является антикоммунизм, уничтожение демократических свобод, шовинизм, расизм, развязывание агрессивных войн. Ф. появился в 1919 г. в Италии, где фашисты захватили в 1922 г. власть. В 1919 г. организована фашистская партия в Германии, которая в 1933 г. захватила власть и установила режим кровавой террористической диктатуры Гитлера. (...). В послевоенные годы против фашизма ведут борьбу все прогрессивные силы[28].

Этот набор ярлыков бесполезен даже для определения общих границ явления, не говоря уже о его точных признаках. А поэтому, начнем с начала.

Имя. Выражение Д. Леббока: «Не желая себе задавать несносный труд разгадывать людей, мы их обыкновенно принимаем за то, за что они сами себя выдают» совершенно справедливо и в отношении общественных явлений. Слово «фашист» появилось не сегодня, а происходит от людей, так себя назвавших. Итальянское и немецкое слово «фашизм» производятся от латинского слова «фасци», т.е. прутья, связанные в пучок: Фасции (лат. fascis) – в древнем Риме – пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, знаки достоинства магистратов, носимые шествовавшими впереди их ликторами. Созвучное и однокоренное слово «фашина» содержит то же значение: Фашина (нем. Faschine < лат. fascis связка, пучок прутьев) перевязанный пучок хвороста цилиндрической формы; примен. при саперных и гидротехнических земляных работах для укрепления насыпей, устройства плотин, прокладки дорог в болотистых местностях и т.п. Те же слова, в другом применении, уточняют содержание слова: Фасция (лат. fasciaповязка) анат. тонкая соединительнотканная оболочка, покрывающая отдельные мышцы и группы их, а также некоторые органы. Фасциация (лат. fascia повязка, полоса) – бот. изменение стебля или отдельных ветвей растения, при котором они делаются плоскими, лентовидными; (...). И наконец греческое слово равное по содержанию «фашизму»: Факел (гр. phakelos пучок, связка) – светильник, состоящий из палки, обмотанной с одного конца паклей, пропитанной горючим веществом, или иного устройства светильник на рукоятке; (...). Как можно видеть, прямой перевод слов и их последующее объяснение не всегда совпадают, хотя первоначальный источник – одинаков: связка. То есть «то, что связано». Эта основа без труда прослеживается во всех приведенных примерах. На древнем русском, т.е. на церковно-славянском языке, эта основа звучит как «узы», «то, что соузно». Современное звучание этой основы: «союзно», т.е. собственно любой союз, не зависимо от специализации и размеров: Советский Союз, профессиональный союз, братский или семейный союз – основа та же. Это значит, что итальянское или немецкое слово «фашизм», не хуже английского слова «юнион» или латинского – «лига».

Цель. Управление другими людьми, по собственному рецепту.

Идея. Превосходство одного вида людей над остальными.

Средство. Через силовое подчинение.

Число. Во всяком культурном проявлении человека, именно эта позиция является главным и определяющим показателем. Сколько людей поддерживают цель, идею и средства, такова и величина явления. Десять человек или тысяча человек - единомышленников, не число для большого города. Одна страна единомышленников, явная опасность для соседних стран, не согласных с ней (в чем-либо).

Все общественные устройства, используют вышеназванный перечень, усиливая или ослабляя отдельные позиции, в их сочетании. И то, что сегодня воспринимается как «фашизм», всего лишь наиболее крайнее проявление указанных пунктов, т.е.:

Цель. Управление другими людьми, только по собственному рецепту. 

Идея. Превосходство только одного вида людей над остальными. 

Средство. Только через силовое подчинение. 

Число. Только доведенное до понятия «страна». Но и такие крайние определения подходят для нескольких «приличных» стран и государств, не носящих название «фашистское», и  открыто осуждающие «бесчеловечный и кровавый фашистский режим». В чем же разница? Только в средствах силового подчинения. Если законная власть, ограбившая дочиста человека, оставит его умирать от голода и болезней, то это «гуманно». А если законная власть, ограбит его дочиста и убьет, то это «фашизм». Те же действия, но без участия законной власти, называются «разбой» и …осуждаются законной властью.  Ограбленному человеку названия разбойников не интересны, он страдает не от названий, а от действий.

Вывод. Фашизм – связка, сообщество. Объединения: секции, клубы, советы, союзы, религиозные, политические и экономические партии, желающие завладеть чужим имуществом «на законном основании» – являются «фашистскими», а на «незаконном основании» – разбойничьими. Названия объединений, их слова и одежда – ничего не меняют. Силовое подчинение местного «фашизма» - правительственному, это не восстановление справедливости, а устранение соперника.

Видимые знаки фашизма. Почему-то считается, что знак «свастика» принадлежит только «фашизму». Разумеется, это глупость. За шесть тысяч лет существования знака, им пользовались народы всех континентов, он известен у разных религий, в том числе у Греческой, Католической, Англиканской, Болгарской и Русской церквей. И если 25 лет, с 1919 по 1945 гг., им пользовались двуногие звери, то это еще не срок перед 6000 лет, и если знак «несущий добро» запрещен, это кому-то выгодно.

 

Другое дело – «партийный знак». Партия (фр. parti, нем. Partei, англ. party < лат. pars(partis) часть, группа)[29]. То есть знак, какой то группы людей, находящихся в объединении (фашизме). N.S.D.А.P. - Народно (Национал[30]) Общественная (Социалистическая[31]) Немецкая (Дойче) Рабочая (Арбайт) Часть (Партия). Она приняла своим знаком  флаг красного цвета, со сплошным белым кругом в середине, внутри которого находился знак умножающегося земного (черного) огня. Современные подражатели идеям, целям или методам народников (нацистов) размещают свои знаки на таком же поле группового (партийного) флага, соблюдая сочетание цветности и размеров. В Москве, уже лет 8 - 10, на митингах патриотических частей (партий) и связок (союзов) можно видеть такой же флаг, но с черным серпо-молотом, а иногда с лицом Иисуса Христа, которого нынешние коммунисты-атеисты согласились признать первым коммунистом, вопреки марксистско-ленинско-сталинскому учению и здравому смыслу. Если подражание продолжится, то могут появиться и другие флаги объединений (фашистов): защиты животных; гипнотизеров; неплательщиков налогов; спонсоров и т.д. 

         

Но, если немецкая форма объединизма (фашизма) кому-то не нравится, то имеется в истории образец для подражания в «чисто русской» манере. Рисунок из черных и белых линий и фигур, размещаемых на желтой поверхности, позволяет дурить любопытные головы ссылкой на «цвета романовского флага», но используя при этом строение не трех-полосое «имперское», а сугубое копирование знака «русской фашистской партии» по маньчжурскому[32] образцу 1931 года.

Что касается использования знака «свастики» русскими поведенческими (политическими) организациями, то сторонники и противники знака одинаково не правы.

Знак «Русского Национального Единства» складывается из знаков: «острое умножение»; «умножающийся огонь» и «живая кровь» (красный цвет). Из чего нетрудно составить предложение: «острое умножение огня в живой крови», то есть «резкое возрастание температуры тела». Удивительное самоопределение.

 

      

 

Их противоположность – организация «Антифашистское Молодежное Движение». Эти гуманисты предлагают бросать «умножающийся» огонь в мусорные баки.

 

 

 

Неправильное употребление знака показывает лишь незнание его содержания, его значения. Для русских людей – это неудивительно, начиная с 1917 года, разного рода символику разрешала, запрещала и изменяла только правящая власть. Поэтому первые самостоятельные шаги по осмыслению непривычных знаков могут быть недостаточно верными, но … опыт – дело наживное и он даст свой результат. Особенно, если учитывать чужие, уже сделанные, ошибки.

Во всякой части человеческого общества, среди специалистов любого направления отыщутся двуногие животные, которые объяснят любое проявление человеческой мысли или деятельности только с одной «универсальной» точки зрения, с той, что находится «ниже пояса». Психоаналитик Вильгельм Райх объяснил в своей книге, вышедшей в 1933 году, притягательное действие свастики на массы:

                            

«Свастика – не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая – в вертикальном положении»[33]. Если допустить правоту подобного объяснения, то все, кто использовал знак «свастика» – сексуальные маньяки: и древние греки, и древние славяне, и кельты, и германцы, и первохристиане, и т.д. Или - только автор, этого замечательного объяснения. Может он фашист?

 

Дополнение: О звезде: У каббалистов она становится символом могущества, всемогущества и самодержавства Разума. Смотря по тому, куда обращены лучи этой звезды, говорит Нилус, этот магический абсолют в каббале значил добро и зло. Пентаграмма по уверению каббалы, обращенная двумя лучами вверх, означает сатану (удобно вписывается голова козла, излюбленный знак сатанистов - демонопоклонников), одним лучом вверх - символ Спасителя[34].

 

Пентаграмма, которую в гностических школах называют пламенной звездой,- это знак всемогущества и духовного самоконтроля... Буква G, которую свободные каменщики вписывают в центр пламенной звезды, напоминает о двух священных словах древней Каббалы: "гнозис" и "генерацио". Пентаграмма означает также "Великий архитектор"- ведь с какой бы стороны мы ни смотрели на нее, мы видим большую букву "А"[35].

 

О свастике:"Из того немногого, что мне удалось добыть при посредстве друзей на Западе, видно, что задолго до прихода к политической работе Гитлера, свастика уже была известна немцам как знак антисемитский, под именем "Юденхасскрейц". По-видимому, желая подчеркнуть свой антисемитизм, Гитлер и принял свастику (обратную), как свой партийный знак. Сам знак свастики относится к древнейшим временам, когда этот знак был символом бога огня - Агни. Его жрецы поклонялись солнцу на восходе, приветствуя его поднятием правой руки. Свастика была известна задолго до Рождества Христова. В Трипольской эре знали ее и Троянцы и Иудеи. Знак этот, несомненно, древности. Как в древности, так и в современном смысле на Востоке она соответствует понятию и значению счастья, а т.к. счастье - понятие относительное, то оно и значит то здоровье, то богатство, то деторождение, то долголетие. От Ирландии до Японии, от Лапландии до Тибета мы видим то или иное изображение свастики. Самопроизвольно ли ее зарождение в столь разных концах земного шара, мы (да и никто) не можем сказать. Бывшие до нас исследователи этого вопроса лишь утверждают, что свастика - знак народов индо-европейской ветви и у семитов почти отсутствует. У буддистов свастика толкуется как знак шагающего солнца, символ вечного движения и жизнеутверждения. В Китае она известна как "ван-цзы" - мистический знак "сердце Будды", "добродетели" или "десять тысяч". В мистическом понимании свастика имеет два значения: солнечная свастика и лунная свастика, истинный цвет солнечной свастики оранжевый, а лунной - белый. В Тибете, в сектах черных бон, кроме обратных треугольников и пр. символов, используемых этими сектами в черной магии, встречается и лунная свастика - символ агрессии и силы.[36].

Звезда – обычно изображается на плаще Девы Марии. Ее присутствие объясняется одним из названий Марии – «Морская звезда» (лат. StellaMaris), что соответствует значению еврейской формы ее имени Мариам.[37]

      

В католической церкви, на морских берегах, поклонение Богоматери приобретает особую окраску. В русском православии покровитель моряков – Святой Николай Чудотворец. В католическом христианстве – Дева Мария. И пятиконечная звезда нередко украшает храмы, посвящённые её морскому Имени.

       
А голову и герб Святого Доминика – как покровителя Астрономии.

 

        

В соборе города Лиона можно увидеть церковную схему под необычным крестом. 

 

      

А если нужно подчеркнуть земное происхождение Богородицы, из Иудеи, то применяются 6-конечные звёзды.

 

Часто бывает так, что какие-то недостатки в церкви, восполняются окружающим обществом. Например – ювелирами. На Европейском континенте опасаются знака «свастика», а на островах средиземного моря – её изготавливают для ношения и украшения.

                   

На острове Мальта их заворачивают в одну сторону.

        

 

На острове Кипр – в противоположную. Правда, деревянный крест, купленный в кипрской церкви, весьма необычен. Кроме прорезного распятия он имеет и разнонаправленные углы сторон. Это точно не «свастика» и не «правильный» крест.

            

 

Где-то в 1964г. на цепи высшего финского ордена Белой Розы, были заменены знаки: вместо золотых свастик появились золотые «снежинки».

Но, за пределами политических игр, и звезды, и свастики – дело нормальное.

Например – на русских церковных куполах. Если нужно показать, что крест выше купола неба, то купола окрашиваются в небесный (синий или голубой) цвет. Для большего сходства с небесным куполом, на него закрепляются звезды.

       

 

Если предполагается небо Иудеи, то звёзды – шестиконечные.

Если предполагается небо Славянского мира, то звёзды – восьмиконечные.

Если предполагается небо общее для всего Мира, то звёзды – всех видов яркости.

Современный интернет позволяет находить изображения, которые не прошли бы светскую или церковную цензуру – в официальных изданиях. Посмотрим на них.

         

Шестикрылый мозаичный Серафим – под золотой 5-конечной звездой. На клобуке св. Алексия, митрополита Московского – знак, очень напоминающий золотую звезду.

 

 

 

 

 

 

В Вифлееме, в храме Рождества Христова, перед рождественской иконой – портик, украшенный красной пятиконечной звездой.

 

 

 

 

 

 

 

 

На копии с иконы 18 века – вполне узнаваема форма ответного огня.

 

Церковный крест на древнем храме в Ярославской области.

 

[1] В.В. Похлебкин «Словарь международной символики и эмблематики», М. ’95, стр. 159

[2] А. Ю. Саплин «Астрологический энциклопедический словарь», М. ’94, стр.93-96

[3]  «Боги и люди древнего мира», краткий словарь, М. ’94, стр.34,37,38

[4]  Д.Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве», М. ’96, стр. 243

[5] А. Голан «Миф и символ», М. ’93, стр. 354, рис. 267

[6]  «Юный художник» №7 ’94, Р. Багдасаров, Г. Дурасов «Запретный знак», стр.26

[7] «Атеист» №16, М. ’27, А. Немоевский, стр. 72

[8] А. Ю. Саплин «Астрологический энциклопедический словарь», М. ’94, стр.192

[9] Д.Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве», М. ’96, стр. 196

[10] М.П. Холл "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.", Новосибирск. ’92, стр.319

[11]В. Новиков «Орлы российской империи», М. ’91, стр. 96

[12] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М. ’96, стр. 202

[13]«Юный художник» №7 ’94, Р.Багдасаров, Г.Дурасов «Запретный знак», стр. 26; «Русское чудо» №1/98, О. Никанкин «Загадка Аркаима ...», стр. 28

[14] В. Новиков «Орлы российской империи», М. ’91, стр. 96

[15] К.В.П. «История развития формы креста», М. ’97, стр. 36

[16] И.В.Всеволодов «Беседы о фалеристике», М. ’90, стр. 240

[17] Краткий словарь «Боги и люди древнего мира», М. ’94, стр. 11, 53

[18] И.В.Всеволодов «Беседы о фалеристике», М. ’90, стр. 241

[19] И.В.Всеволодов «Беседы о фалеристике», М. ’90, стр. 241

[20] ж/л «Столица» № 15, 1991г., стр. 51, А. Фитц «Звезданулись»

[21]Джон Стефан «Русские фашисты», М. ’92, стр. 97

[22] И.В.Всеволодов «Беседы о фалеристике», М. ’90, стр. 242

[23] В.А. Лебедев «Державный орел России», М. ’95, стр. 118

[24] Ю. Н. Лукин "В мире символов", Харбин, ’36.

[25] А. Голан «Миф и символ», М. ’93, стр. 120

[26] рисунок №20, табл. IV, «Атеист» №16, М. ’27

[27] «Юный художник» №7, М. ’94, Р.Багдасаров, Г.Дурасов «Запретный знак»

[28] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, C. 673

[29] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, C. 477

[30] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, C. 433

[31] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, C. 604

[32] Джон Стефан «Русские фашисты», М., «Слово», 1992, C. 75, 97

[33] В.Бауэр, И.Дюмотц, С.Головин  "Энциклопедия символов" М., «КРОН-ПРЕСС», 1995, C. 38,39

[34] Ю. Н. Лукин "В мире символов", Харбин, ’36, С. 14.

[35] В.Бауэр, И.Дюмотц, С.Головин  "Энциклопедия символов", М., 1995, С. 40.

[36] Ю. Н. Лукин "В мире символов", Харбин, ’36, С.13.

[37] Д.Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве», М. ’96, стр. 196 

 
 
 
Back to top