В.И. Даль в 1860-х годах сокрушался, почему свои цвета имеет империя, флот, армия, но не народ. Для 1860-х годов такое мнение было более или менее обоснованным, если слово «русский» (второе имя «царского» штандарта) не всем нравилось. Действительно, флага, учрежденного как «русский национальный» (народный) флаг – не существовало, но разве не народы России составляли империю, флот и армию? Только несогласие с поведением империи, армии и флота могло предъявить подобное требование. И возжелавшие «народного» флага, остановили свой выбор на трехпоясном (трехполосом) бело-сине-красном полотнище (= поле). Всякий знак, который долгое время применяется в ограниченном пространстве (здесь – в России), имеет возможность менять своё имя и признаки, т.е. – имеет собственную историю. С неё и следовало бы начинать свои «возжелания».
Самым ранним примером является флаг «Царя московского», который применялся Петром I в 1688-1693 гг., бывшим в то время еще царем-соправителем (хотя и формально, но с братом, Иоанном – до его смерти в 1696 г. ). Отсюда: бело-сине-красное полотнище с золотым (в прямой связи с царевым гербом того времени) двуглавым орлом в центре, это – знак «царя-соправителя».
Став единоличным правителем, Петр I отказался от этого символа и, полный
знак «Царя московского» - был передан армейскому полку, с соответствующими месту дополнительными признаками: щитом, знаменами, пушками и ядрами. Но после того как в первые годы Северной войны (1700-1721гг.) знамя попало в шведский плен (под Нарвой в 1700г., хранится в Стокгольме)[1], то в армии его (по понятным причинам) не восстанавливали.

И лишенное золотого царского орла трехцветное«поле», было названо «торговым». Это имя было дано речному флагу – в 1705 г. А в 1724 г. «торговое» имя усвоено и морскому флагу, который (как и речной) имел непривычный для России вид поля: три горизонтальные полосы – сверху белая; в середине синяя; внизу красная. С таким строением и именем, флаг внесен в «Полное собрание законов Российской империи» и от петровских времен до 1917 г. – не менял: ни имени, ни строения или цветов поля. Чему немало свидетельств самого разного вида. Так, например, близкое имя мы встречаем в русской геральдике, в «Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи», начатом в 1797 году, в первой его части, за № 113 – описывается «Герб Фалеева». Где сказано: «…мачта с купеческим флагом».
Применение дополнительного знака, встречается в 1799-1867 гг., на торговом флаге «Российско-американской компании». В то время существовало, не менее трех его разновидностей[2]. Его отличие от обычного торгового флага очевидно: белая полоса флага несла на себе российского орла черного цвета (в прямой связи с гербом того времени).

В течение семнадцати лет (1881-1898 гг.) белую полосу флага «добровольного» торгового флота украшал золотой двуглавый орел (позднее – золотая корона Империи).
Статьей 1142 Морского Устава издания 1886 года бело-сине-красный флаг Высочайше утверждается Императором Александром III лишь для «коммерческих судов».
А в иностранных таблицах (справочниках, атласах, альбомах) судовых флагов того же времени российский трехполосый флаг входил в группу флагов определяемую как: merchant[3](на английском) – купец, торговец. А однокоренное французское (а теперь уже как бы русское) слово меркантильный, объясняется как: «торговый и коммерческий (мелко-торговый)»[4]. Очевидно, что с 1705 г. до 1915 г., т.е. более 200 лет, трехполосый флаг изменял признаки (добавлялся черный или золотой двуглавый орел), но не менял ни «имени», ни «места» применения – «торговый» и «в торговом флоте». Т.е. как отмечает В.И. Даль в своем «Толковом словаре русского языка», что флаг «торговый: белый, синий, красный, вдоль»[5]. Что постоянно подтверждалось и, установленными для этого вида полотнища, Законами Российской империи. Слово – «народный» (= национальный), в законах нигде не присутствует.
Но к началу царствования Государя Николая II, появились лица, возжелавшие «Народного» флага. Николай II, в 1896 г., предоставил им такую возможность. Посьетовская комиссия (под председательством Генерал-адъютанта Посьета) «рассмотрев указания на исторические и законодательные документы /…/ единогласно признала употребляемый ныне трехцветный бело-сине-красный флаг существующим правильно и имеющим полное основание на именование Государственным народным…»[6]. Столь неожиданный вывод возымел ответное действие и «Докладная записка Члена Особого Совещания Князя Путятина, поданная 29 Марта 1896 г. в Высочайше утвержденное Совещание под председательством Генерал-адъютанта Посьета» указывала, что «Употребление же коммерческого флага для этой цели (т.е. для украшения домов и улиц при торжественных случаях) не предусмотрено». Николай II не утвердил решение Посьетовской комиссии. В 1914 г. состоялось второе Высочайше утвержденное Особое совещание при Министерстве Юстиции, по вопросу о русском национальном флаге. Среди его 11и предложений было и такое (не принятое): «Ныне существующий бело-сине-красный флаг коммерческих судов (установленный Петром Великим) подлежит сохранению для торговых судов внутреннего плавания»[7].
Но желание «народного» флага не осталось незамеченным, и было удовлетворено Николаем II в 1914 году. Практически во всех газетах и журналах того времени можно было прочесть: Новый русский флаг
Государь император всемилостивейше разрешить соизволил употребление нового национального флага, символически изображающего единение Царя с народом. Рисунок нового флага представляет сочетание Царского штандарта с национальным флагом. Как и в нынешнем национальном флаге, здесь имеются три полосы: белая - вверху, синяя - посредине и красная - внизу. В углу, у древка, на желтом фоне, красуется черный государственный герб - двуглавый орел. Желтый фон покрывает около четверти синей и белой полос. Красная остается совершенно открытой.
В символике нового – национального флага, «торговое поле» должно было направляться целью: «богатство всей Российской земли» (Российская земля в поле богатства, в золотом поле). Но уже через месяц, 11 Сентября 1914г., другим указом Государя предписывалось использовать «... исключительно бело-сине-красный флаг и не допускать подъема ... нового флага символа, содержащего в своем рисунке Императорский штандарт[8]».
И в следующем, 1915г., в «Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Российской империи», приведен весь набор узаконенных «торговых» полотнищ и их дополнительных знаков. Просто трехцветное «поле» без дополнительных знаков, уже было с новым именем: «Национальный и Коммерческий» с каковым и оставался - до Октября 1917 г.
Но для государственных представительств за территорией России: русских резиденций и посольств, был установлен рисунок флага почти точно совпадающий с рисунком отмененного «русского национального» флага 1914 г.. «Почти» выражалось в единственном отличии: белое поле, со знаком «Российской земли», занимало «ведущее» (направляющее) место (в торговых отношениях с другими странами, так сказать – в
торговых представительствах) на знаках «посланников и резидентов» и большее, чем «центральное» место – на знаке «чрезвычайного посла».
Что было вполне обоснованно, ведь русские резиденции и посольства представляли государеву, т.е. государственную, власть.
В Апреле 1917 г. Морской министр Временного правительства приказал «для отличия всех военных чинов Русского флота и Морского ведомства от матросов и администрации добровольного и коммерческого флотов» носить красный вышитый якорь на левом рукаве пальто, шинели, кителя или фланелевой рубахи[9]. Через неделю после Первомая Юридическое совещание при Временном правительстве предложило сохранить (!) за свободной и демократической Россией бело-сине-красный флаг[10].
В этом качестве, т.е. как знак демократического Временного правительства, он просуществовал до 8 апреля 1918 года, когда Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, мимоходом коснулся вопроса о национальном флаге: «До сих пор национальный флаг остается трех цветов. Правда, его никто не употребляет, но в настоящее время, когда приходится отправлять своих послов за границу, например в Вену или Германию и другие страны, над русским посольством должен развеваться национальный флаг и без нашего разрешения его невозможно вывесить и невозможно вывесить так же и красный флаг до тех пор, пока этот вопрос не будет разрешен в ту или иную сторону. Позвольте сделать наш боевой флаг нашим национальным российским флагом. Кто за утверждение национального флага ? Единогласно принято».
10 июля 1918г. Пятый Всероссийский съезд Советов принял (один и тот же: и правительственный, и национальный, и торговый, и военный ... и т.д.) красный флаг.
21 Июня 1917 г., в Петрограде, перед отправкой на фронт женского «батальона смерти», под бело-сине-красным знаменем выступали представители «Военной лиги»[11]. С конца Декабря 1917 г. отличительным знаком Добровольческой армии стал бело-сине-красный шеврон, носившийся углом вниз, в Северо-Западной армии – углом вверх[12]. А 9 Февраля 1918 г. в Первый Кубанский («Ледяной») поход, начавший Белую борьбу, Ударный Корниловский полк шел за большим бело-сине-красным «стягом неповиновения». На нем было лишь одно слово: «Отечество»[13].
Русская же эмиграция, в большинстве своём – монархическая, сохранила за собой русский флаг «Посланников и резидентов» - что вполне справедливо и уместно, по многим причинам.
Таким образом, все известные российские трехцветные полотнища (триколоры) имеют и даты, и собственный вид, и собственное имя, и собственное место в применении:
Всякое применение, какого то из этих, уже известных, знаков в какое-либо последующее время – будет иметь прямое совпадение по следующим позициям:
Обычное полотнище (здесь – трехцветное, триколор, без дополнительных знаков), приобретает свое основное имя – в зависимости от крепления. То есть, если полотнище привязывается или закрепляется на веревке (шнуре, тросе и т.д.) – это «Флаг». Если закрепляется «на копье» (на стяге с железкой или на древке с острым концом) - это «Знамя». По установившейся многовековой и международной традиции знамена применяются – в сухопутных, и обязательно, вооруженных силах а флаги – во «Флоте», любом.
С 1705 по 1917 год, трехцветное полотнище называлось «флагом» и применялось в России на «флоте» для отличия речных и морских торговых, купеческих и коммерческих судов от российских же, но военных кораблей.
С 1915 года, у не торговых, личных (пароходов, яхт, лодок и т.п.) судов появилась законная возможность ходить под тем же флагом, но как под «народным» (= лат. национальным).
В 1917 году «флаг» впервые узаконивается на берегу и впервые связан с новой формой правления – Временным правительством. Отсюда и его новое (неправильное для суши) имя: «Флаг (!) демократического Временного правительства».
В этом же году впервые появляется и военное «знамя» с таким же полотнищем. Которое с этого момента получает (по применению) и собственное имя: «Знамя вооруженных сил при Временном правительстве». После октябрьской революции 1917 года, продолжателями дела «демократического Временного правительства России», называли себя и главы вооруженного противодействия большевикам.
В этом же качестве трехцветная нашивка обнаруживается и на самом «военном» признаке воинского мундира – на цветном погоне юнкерского батальона, офицерского пехотного полка генерала Маркова.
Современное применение трехполосого «полотнища» - явный знак символической (или как сейчас, выражаются – «геральдической») неграмотности, т.к. его форма, не определяет его имени – «флаг» или «знамя», а только его известное качество (по цветовому составу) – «торговое (купеческое, коммерческое) поле».
Или полностью: «поле торговой России» поддерживаемое «вооруженными силами» или «МВД», в защитообразных (= похожих на щит) границах, пределах. Продажные чины Армии или МВД (оборотни в погонах, коррупционеры) должны бы носить такие нашивки пожизненно.
Можно, конечно, встретить и геральдический (со щитом) знак, но с тем же значением «поля». Не удивительно, что он может «защитить» только небольшую часть «вооруженных сил» (т.е. часть оружия, здесь - меча). Вероятно, только тех – кто носит такую нарукавную нашивку.
[1] «Символы России» Соболева Н.А., Артамонов В.А., М., Панорама, 1993, С. 114
[2] Ж/л «Америка» №421, декабрь 1991 г., С. 21
[3] «Краткий англо-русский и русско-английский словарь», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 129
[4] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 399
[5] ж/л «Наука и жизнь» №10 – 1988, С. 54
[6]Н.Н.Лысенко «Русская государственная символика», Л., 1990, С. 32, 33
[7]Н.Н.Лысенко «Русская государственная символика», Л., 1990, С. 36
[8] ж/л «Белый воин», М., 2004, С. 4.
[9] «Русская армия 1917-1920» О.В. Харитонов, В.В. Горшков, СПб., «Каравелла», 1991, С. 29.
[10] «Символы России» Соболева Н.А., Артамонов В.А., М., Панорама, 1993, С. 139
[11] Символы России» Соболева Н.А., Артамонов В.А., М., Панорама, 1993, С. 139
[12] ж/л «Родина» №10-1990, П. Корнаков «Краски войны», С. 26
[13] Символы России» Соболева Н.А., Артамонов В.А., М., Панорама, 1993, С. 141
Условные обозначения цветов следующие:
Рассмотрим некоторые русские трехцветные (три + колор) флаги.
Наиболее известным в русском народе был наиболее часто попадавшийся на глаза – флаг торгового флота, коммерческий. Не зная Российских законов и постановлений, народу самому приходилось определять назначение флагов и по самой простой схеме – очевидной, т.е. видимой глазами. Разумеется, что «андреевский» флаг – военный, так как встречался и у военных моряков, и у армейских полков. А «бело-сине-красный» – гражданский, так как все речные и морские, грузовые и пассажирские суда – ходили именно под ним. Народное имя (название) этого флага - "Вера, Надежда, Любовь". С него и начнем нашу смысловую арифметику.
Смысловое содержание не понятно, не хватает слов, определяющих место на флаге и принадлежность всего изображения.
Попробуем еще раз, с обозначением строения и словом «государство».
Попробуем все вместе, т.е. с народным прозванием (именем):
Что же, получилось совсем неплохое совпадение.
Другой флаг: черно-желто-белый. Именно в таком виде он был официально утвержден. Но народ исправил по-своему: при его вывешивании, белая полоса оказывалась наверху. Так и будем его читать, не забывая, что он имел неофициальный девиз «Православие, Самодержавие, Народность». Если связать все составляющие, то получится:
Если слова "Вера, Надежда, Любовь" и "православие, самодержавие, народность" заменить на "Вера, царь, отечество", то значение обеих расшифровок практически не изменится.
Это говорит о том, что разными средствами была выражена одна и та же идея. Но в свое время эти флаги противопоставлялись, что привело к созданию флага "объединенных цветов" в 1914 г. Две верхние полосы этого бело-сине-красного флага были частично заняты желтым квадратом с изображением черного двуглавого орла. Смысловое значение квадрата - православная земля в славе/богатстве. Квадрат расположен так, что связан с каждым из трех цветов, являясь ведущей формой (крестом = крыжом) всего символа. Кажется, что каким-то чудесным случаем, воссоединилась вся семья: Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Поразительное совпадение.
Но время не стоит на месте. Девяностые годы вернули России интерес к своему прошлому. Вернулись и трехцветки, но в страну, не объединенную одной верой. В современном демократическом обществе все церкви, все веры, по закону (конституции) равны между собой, что формально подтверждается девизом демократической Франции: "Свобода, Равенство, Братство". Но формула не точна: если равны Все церкви, Все люди, то это - множественность. А его прежнее, официальное имя – «торговый, коммерческий» - никто не отменял. И теперь правительственный бело-сине-красный флаг следует читать как:
Чистота торговых свобод - глава правительства.
Опыт торговых равенств - сердце правительства.
Жизнь торговых братств - опора правительства.
Общий смысл – объединение торговых слоёв страны, флаг «рыночной» страны.
Появившийся черно-желто-белый флаг должен читаться на применяемом уровне, то есть как флаг группы людей, а не как государственный. То есть группа людей всем сердцем хочет разбогатеть, на главной полосе земли, на законном (чистом) основании. Для людей, живущих под правительственно-коммерческим флагом, это желание вполне нормально.
Вернулся и флаг 1914 года, он стал принадлежностью Российского Дворянского Собрания. Эта группа людей признала свободу вероисповедания для отдельных лиц, но для основной группы людей - православие. Сохранив для себя правила православного государства, они сохранили и цветовые значения для своего флага. Для флага группы людей.
Из вышеизложенного можно сделать вывод: символ (сложившийся набор знаков) при его перенесении (без изменений) из одной духовной среды в другую изменяет свое значение. Для сохранения значений на прежнем уровне, нужно соблюдать и прежние условия.
Для появления чего либо нового, должна быть причина, дающее такое основание. Для появления военного флага для русского флота должна была появиться причина, т.е. собственно флот.
В 1667 - 1669 гг., после постройки под Москвой, в селе Дединове на Оке, малой флотилии для защиты торговых караванов на Волге и Хвалынском (Каспийском) море, капитаном флагмана «Орел» Д.Бутлером был поставлен вопрос о государственном знамени для флотилии. До этого случая подобный вопрос не возникал. И результатом исторических изысканий становится справка под названием: «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров». Это значит, что для новопостроенной флотилии нельзя было построить «слово в слово»новое знамя против прежнего «ветхого», так как «ветхого» для этого случая не сыскалось, а следовательно «флага узаконенного рисунка», для флота не имелось, по вполне естественной причине отсутствия флота. Тем не менее решение было найдено и в 1668 году Сибирский приказ, отпустил «310 аршин киндяков да 150 аршин тафт червчатых, белых и лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики».

Единственный флаг, имевший красный, белый и лазоревый цвета, и изображенный в гравюре 1696 года А.Шхонебека «Осада Азова», позволяет предположить, что при малочисленности первой морской флотилии и патриархальной неизменности русского быта в допетровские времена, перед нами почти неизмененный рисунок первого флага. «Почти» связано с отсутствием на этом флаге царского знака: золотого двуглавого орла, т.к. известно, что на носу и корме «Орла» находились резные деревянные орлы и на его флаги велено было нашить российский государственный герб. «Гербом» Алексея Михайловича был золотой двуглавый орел, Петр I получил такого же, оставшись единодержавным царем и помещал такого же на «флаг царя Московского». Если и дальше следовать полному совпадению знаков, то на полотнище с синим прямым крестом и двумя белыми, и двумя красными четвертями, расположенными в шахматном порядке, царский знак должен бы попасть в верхнее белое поле, т.е. в крест (=в крыж), почетное место у древка знамени - чтобы не нарушать целостность креста. Как, все-таки, случилось - у стрельцов.

На рисунок флага можно посмотреть и по-другому: военная флотилия для охраны торговых судов должна иметь явно воинский, а по тем временам стрелецкий флаг. Стрелецкие знамена в большинстве своем были «крестовыми». В 1696 году Петр I еще не проводил методичного уничтожения стрелецкого войска. Поэтому можно определенно сказать, что на гравюре «Осада Азова» изображены стрелецкие суда. В «Книге о флагах» Карла Алярда, изданной в 1705 г. в Амстердаме и переизданной спустя четыре года, уже на русском языке, в Москве, так же встречаем описание этого флага. Крестовый флаг встречается и в книге «Флаги разных государств», изданной в России в начале XIX века, где он назван «Флагом Московского дворянства». Если допустить, что стрельцов охранявших московский кремль посчитали дворовыми, дворянами при царском дворе, то название флага не ошибочное, а не совсем точное. А если вспомнить, что старшая сестра Петра I, Софья, направляя стрелецкий бунт к получению для себя власти, пожаловала московским стрельцам под начальством князя Хованского название верной - надворной пехоты, то в совпадении типа флага и его названия неточности нет. Что было, то и отражено. Время правления Софьи Алексеевны 1682 - 1689 гг., что позволяет отыскать для первого русского военно - морского флага еще одну отметку во времени, предваряющую дату осады Азова не менее чем на 5-6 лет. Косвенно это подтверждается и тем, что при осаде Азова и в книге К. Алярда флаги показаны без двуглавого орла, на которого правительница Софья не имела права вообще (без коронования), а царь Петр еще не имел такого права до 1696 г.
Тем не менее уход от традиционного построения рисунка первого флага был предопределен. Все «стрелецкое» связывалось у Петра I с тяжелыми и кровавыми воспоминаниями, и к Новому 1700 году, вместо уничтоженных стрельцов, на Москве-реке стояли новые солдатские полки, 12000 человек хорошо вооруженные и красиво одетые. Однако желание сохранить цвета первого военного флотского флага, но не в «стрелецком» виде, не оставляют царя Петра. В 1692 -1712 гг. им составляется около тридцати типов корабельных флагов. Андреевский крест то «прорезал» с угла на угол три полосы, то обрамлялся ими сверху и снизу, то предварял их у древка. Двадцатилетний опыт совмещения андреевского креста с трехцветным полем говорит о том, что царь точнознал о смысловом значении выбранных символов. Но ... Крепко сбитый «крестовый» флаг не поддавался переделке по западным геральдическим правилам и Петру I пришлось разделить цвета и крест на самостоятельные изображения. Расположение цветов в полосатом флаге многие исследователи связывают с иностранным влиянием на юного Петра, что не совсем правильно. Действительно, желая уйти от «стрелецкого» типа флага, Петр вводит флаг полосатый, весьма непривычного для России построения, но выбор последовательности в
чередовании цвета полос был определен первым флагом русского флота, т.е. была сохранена последовательность цветов прилегавших к «древку», в той же последовательности «отцовского» флага был построен и флаг «Царя московского». Иностранное влияние на юного царя проявилось, как это не покажется странным, в замене центральной фигуры флага: когда прямой лазоревый крест был заменен лазоревым же, но Андреевским крестом.
В.Иванов в брошюре «Православный мир и масонство» приводит следующие сведения: «В одной рукописи Публичной Библиотеки рассказывается, что Петр был принят в шотландскую степень св.Андрея, причем дал обязательство, что сей орден восстановит в России, что и исполнил, (в виде ордена св. Андрея Первозванного, учрежденного в 1698 году). Оставя епанчу зеленую, как она и должна быть, но ленту вместо зеленой сделал голубую; его письменное обязательство существовало в прошлом веке в той же ложе, где он был принят, и многие оное читали». Среди рукописей масона Ланского есть обрывок серой бумаги, на котором записано такое известие: «Император Петр I и Лефорт были в Голландии приняты в Тамплиеры»[1]. В рукописи Публичной Библиотеки (1816г.) «Взгляд на философов и революцию Французскую» указано, что масонство «существовало во время царя Алексея Михайловича, и Брюс был оного Великим Мастером, а царь Петр был первым надзирателем, потом Великим Мастером Кейт»[2].
10 марта 1699 г. был утвержден первый военный орден в честь покровителя России св. Андрея Первозванного со знаком лазурного скошенного креста. Около 1700 г. Петр Великий, собственноручно составляя описание некоторых российских флагов, отметил: «Флаг белый, через который синий крест св.Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». В своем письме к Ф.М. Апраксину от 2 мая 1703 года он пишет: «... слава, слава, слава Богу, за исправление нашего штандарта во образ святого Андрея».
Днем окончательного раздела «полосатого» и «андреевского» флагов можно считать 20 января 1705 г., когда по указу царя «полосатый» флаг закреплялся за торговыми речными судами, а «андреевский» флаг достался русским военным кораблям, что нельзя считать случайностью. Имя «Андрей» переводится с греческого языка как «мужественный», андреевский крест - разновидность знака «умножение», белое поле флага - чистота, незапятнанная честность. «Умножение мужества в (поле) честности» - общий смысл флага, снискавшего всемирную известность храбростью русских моряков, ставшего видимым знаком «Русская честь».
Рисунок флага, хорошо знакомый нашим современникам, установился вскоре после 1712 года, когда вместо несимметричного креста, концы которого не доходили до углов и краев полотнища, был введен рисунок более правильный, в котором обуженные линии креста доходят до углов полотнища и располагаются строго по диагонали.
Изменение воинского устройства, от княжеских дружин до регулярной армии, было делом не одной сотни лет. Многие знаки и символы нашли свое отображение в знаменах, прапорах, значках, флагах и штандартах русского воинства. Менялся покрой, размер и цвет полотнищ, менялся характер украшений: наверший, кистей, бахромы, лент ... Одни знаки уходили навсегда, другие - на время. Были и такие, которые не уходили никогда или, во всяком случае, надолго. Видимым примером такой традиции является упоминание о стяге Дмитрия Донского 1380 года, с изображением Нерукотворного Спаса, то же мы видим на полковых знаменах в 1900-х годах.
Но есть в русской истории пример другой преемственности, очень интересный и нетрадиционный. История белого знамени с золотым двуглавым орлом посередине, начинается в царствование Михаила Федоровича (1613 - 1645), первого царя из рода Романовых. В его правление были возобновлены сношения с иностранными державами, правительство велело обучать «иноземному строю» русских солдат. Полотнища сформированных «на европейскую ногу» полков иноземного строя (солдатских, драгунских и рейтарских) выбирались по вкусу офицеров, среди которых было много иностранцев. Полковое знамя таких полков было обязательно белое, ротные - разноцветные. Штандарты «парадного» полка, встречавшего турецкого посла 3 сентября 1634 г., описываются так: «Первый, принадлежавший лейб - кампании, был из белого атласа, с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью: «Доблестью побеждаю». Далее было три синих, с белым изображением на одном грифа, на другом - улитки, на третьем - руки с мечом. Далее еще один из красного дамаста, изображавший двуликого Януса, и, наконец, красный, без изображения».
Между описанным событием местного значения и событием государственного значения - принятием в качестве знака Государя, в качестве первого «гербовного» знамени белого полотнища с золотым орлом, прошло около тридцати лет (1634 - 1665/68). Срок небольшой, но мало исследованный флаговедами. Очевидно, что принять в качестве государева знака, знак полка иноземного строя - невозможно. Следовательно к 1665 - 68 гг. должны были измениться обстоятельства для переоценки восприятия этого знака. Таковыми могли быть: удаление иностранных офицеров из полков или восприятие солдатских , драгунских и рейтарских полков как «своих», а не «иноземных», или по обеим причинам вместе, т.к. в это время произошла война со Швецией, окончившаяся в 1661 г., две войны с Польшей: 1654 - 1656 и 1658 - 1667 гг., а в 1650-х годах набор в солдаты, проводившийся раньше из вольных, охочих людей и родственников стрельцов, расширился набором крестьян и посадских людей. В любом случае переход знака: от царя - войску, от войска - царю, редок, но очевиден.
Введение солдатских полков иноземного строя еще только начиналось, а основой регулярного войска того времени были стрельцы. Рисунки стрелецких знамен символизировали «христианское войско» и уподоблялись иконе: по краям - кайма, посередине - прямой крест, а в почетной первой четверти (в крыже, в кресте) изображался восьмиконечный русский православный крест «с подножием». Алые и золотые звезды на полотнище означали номер роты и полка.
Приближаясь к петровским временам, следует отметить, что перед петровскими нововведениями и после них, в армии сохранялись в неизменном или осовремененном виде многие рисунки знамен, как регулярного, так и стрелецкого образца. В отличие от любимого детища Петра I - морского флота, флаг для которого подбирался долго и тщательно, как имя для новорожденного, армия получала свои знамена раньше. В первые годы Северной войны (1700-1721гг.) под новыми образцами знамен сражались сухопутные регулярные полки русской армии. В Стокгольме хранятся доставшиеся шведам под Нарвой в 1700г. одиннадцать голубых, белых, черно-розовых знамен с белым, синим и розово-черным андреевскими крестами, а так же поясное бело-сине-красное шелковое знамя размером 285х220 см с изображением золотого двуглавого орла и воинских доспехов под ним. Воинские разновидности флага царя московского и андреевского стяга, как и знамен с рисунком ордена св. Андрея Первозванного вместе с удерживающей его цепью, а впоследствии желтые и белые знамена с черными орлами, в подобие царского штандарта, и введенный Павлом I мальтийский крест, который удерживался в армии и после его отмены в государственном гербе при Александре I, показывали что уважение армейских знамен освященных церковью и живой солдатской кровью касалось и верховной власти, не изымавшей заслуженных знамен из жизни армии. Это значит, что при больших торжествах практически вся история русского государства становилась видимой в армейских знаменах.
Но ... нет правил без исключений. Был в русской истории флаг, так и не ставший военным. Причина такого неприятия связана с историей появления в русских войсках другого флага.

Изгнанием французов из России отечественная война 1812 года не окончилась. Александр I решил продолжать ее и освободить Европу от владычества Наполеона. Он заключил союз с Пруссией, а затем с Австрией и Швецией, и при Лейпциге Наполеон I проиграл битву. А за сорок дней до этого события произошло другое, возможно единственное за всю историю русской армии. Солдатам и офицерам русской армии одержавшим победу при Кульме 18 августа 1813 года было объявлено королем Пруссии Фридрихом - Вильгельмом о их награждении высшей прусской наградой - «Железный Крест», учрежденной 10 марта 1813г. Но им по статуту могли награждаться только прусские подданные и то редкие единицы, и Фридрих - Вильгельм стал искать выход из создавшегося положения. 4 декабря 1813 года им учреждается «Кульмский Крест», тот же «Железный Крест», но без дубовых листьев, королевских вензелей и несколько большего размера. Кресты были присланы из Берлина в Санкт-Петербург только 24 апреля 1816 года и вручены участникам сражения на специально организованном параде в честь трехлетия Кульмской победы - 27 августа 1816 г. В этой истории поражает воображение число награжденных: 443 офицера и 11120 солдат - рыцарей железного креста. Родство двух ветвей славянского племени: русской и прусской, было закреплено удивительной храбростью русских войск и удивительным порывом благородства прусского монарха.
В 1819 году Александр I, как бы подтверждая идею русско-прусско-австрийского «Священного Союза», заключенного в 1815 г. для оберегания мира в Европе, вводит в армии батальонный линейный значок (флажок закреплявшийся на штыке или пике) состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), оранжевой и черной. Ни сами цвета, ни расположение их очередности не вызывали в армии неприязни, так как для армии они были нормальны и естественны. Черный и оранжевый цвета, имевшие условную символику - «порох и огонь», были цветами ленты ордена св. Георгия, которым награждались воины исключительно за боевые заслуги с 1769 г. Белый цвет у всех народов мира говорит об одном и том же качестве - чистоте (о чистой вере, честном царе, светлых чувствах и т.д.). Не смотря на причину появления знака, знак был принят как «свой»: русский, армейский, боевой и заслуженный. Что подтверждают и более поздние полковые знамена Белой Гвардии, повторяющие цвета первого значка. Поэтому, когда в 1858 году император Александр II утвердил рисунок флага «с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи...», то есть расположенных в обратном порядке по отношению к уже усвоенному армией, такое решение было неудачным, т.к. противоречило уже имевшийся традиции. Тем более что цвета нового флага объяснялись или воспринимались как «золото, серебро и земля», а живым людям под землей неуютно. В армии знамена с черно-желто-белым расположением цветов - не встречаются. Некоторые флаговеды, не различая особенностей армейского и административно-казенного подбора цветов, приходят к неправильным выводам из-за такой путаницы.
Подобные заблуждения существуют и по отношению к знаменам Белой гвардии. Попытку приобщить торгово-коммерческий флаг к символике Белой армии нельзя признать удачной. В тяжелое время опора ищется в том, что хорошо знакомо, в том, что проверено и надежно: в своем собственном опыте, в своих привычках. Символика белого движения опиралась на знание русских военных знамен, в числе которых без особого труда обнаружится и бело-сине-красное боевое знамя. Если даже предположить, что с воинского «флага царя московского» убрать «царский знак» - двуглавого орла, то знамя перестанет быть «монархическим», но останется военным.
Был и другой флаг, другая история бело-сине-красного знамени, который стал «народным» для нескольких братских народов. Но и эта история не обошлась без русской армии. В апреле 1876 г. началось самое большое в истории Болгарии народное восстание против турецкого владычества. В Иверском монастыре Самары для повстанцев было изготовлено большое боевое трехцветное знамя с четырехконечным крестом в центре и с надписью: «Болгарскому народу. 1876 г. Самара». Но восстание было подавлено раньше, чем успели переслать самарское знамя. По предложению болгарских патриотов при русской армии в Румынии (в г. Плоешти) начало формироваться болгарское ополчение. Его ядром стали русско-болгарские добровольцы, участники войны Сербии против Турции в 1876 г. Лучшие и опытные в военном деле русские офицеры и унтер-офицеры, занимавшие в ополчении должности командиров, с большой энергией взялись за боевую подготовку болгарских ополченцев, проявивших необыкновенное усердие, внимание и понятливость. Всего было создано шесть дружин, составивших три бригады. Глава делегации жителей Самары, П. В. Алабин, при торжественном вручении знамени и иконы Свт. Алексия, митрополита Московского (покровителя Самары) дружинникам, сказал: "Издалека, через всю русскую землю, знамя пронесено к вам как свидетельство того, что оно дается вам не каким-нибудь уголком России, а всею Русскою Землею... Идите же под сенью этого знамени! Пусть оно будет знаменем водворения в вашей многострадальной стране навсегда мира, тишины и просвещения !"
19 июля 1877 г. турецкая сорокатысячная армия, под командованием Сулейман-паши направила свой главный удар на город Стару Загору, обороняемый совместно пятитысячным русским отрядом и несколькими дружинами болгарских ополченцев. Героизм проявили в этом неравном бою и русские, и болгары. Самарское знамя - знамя ополченцев - переходило из рук в руки, от одного знаменосца к другому. Стару Загору пришлось оставить, отряд занял горный перевал Шипку, но большинству мирного населения города удалось уйти в горы. Генерал Н.Г. Столетов, командовавший отрядом, писал: «Более блистательного участия болгарского ополчения трудно было ожидать». Так трехполосное знамя все меньше воспринимается как русское, самарское и ополченческое, и все более становится - братским, для народов освобождавших Балканский полуостров от иноземного рабства.
Поэтому вхождение цветов флага Свободы и Братства во флаги Болгарии, Сербии и Черногории, было делом вполне понятным и естественным. По Уставу Сербской православной церкви (от 1947г.), знамя церкви представляет собой трехцветное красно-сине-белое полотнище с золотым равносторонним крестом в центре, в каждом углу креста по одному золотому огнилу. Очевидно, что сохранено некоторое сходство с боевым Самарским знаменем, но для более высоких сражений.
Из вышеизложенного следует вывод: для Белой армии и для братских славянских государств основной знаменной символики послужили не торгово-коммерческие флаги флота, а боевые знамена армии. Что совершенно случайно подтверждается словами «Дроздовского марша», который пели (в 1918г) русские солдаты, как бы повторяя путь болгарского ополчения: из Румынии, под таким же знаменем, но в другую сторону.
«Из Румынии походом шел Дроздовский славный полк,
Для спасения народа нес геройский трудный долг.
Шли дроздовцы твердым шагом, враг под натиском бежал.
И с Трехцветным Русским Флагом славу полк себе стяжал...»