как отправить заявку на кредит во все банки
онлайн заявка на кредит наличными.

Для того, чтобы связать напрямую имя вещи и ее форму, назначение и применение, повторяемость и неповторимость, следует начать с начала, т.е. с того, что уже известно о началах этих вещей во времени – в их истории.

Самые первые знамена представляли собой шест с фигуркой птицы или зверя на вершине, которые связывались со скоростью, силой или боевым духом. Такие знаки появились на Ближнем Востоке примерно 5000 лет назад. Египтяне использовали их как при передвижении по земле (их несли в руках или прикрепляли к повозкам), так и на море. Различные области царства имели свои фигурки – к примеру, провинция Ибис обозначалась вырезанной фигуркой ибиса[1]. У геттов и сарматов (Vвек до н.э.) на шестах были укреплены завывающие от ветра драконы. Старинная легенда повествует о «драконовом знамени», о его длительном пути сквозь века. Оно было отбито у ассирийцев воинами персидского царя Кира (VIвек до н.э.). После разгрома персидской армии Дария III(IVвек до н.э.) знамя перешло к Александру Македонскому и осталось в Македонии. После покорения этого государства Римом «драконово знамя» было вывезено в Константинополь и находилось при дворе императора[2]. Но еще и при последних римских императорах у отдельных небольших отрядов встречались разукрашенные и позолоченные гибкие фигурки драконов, прикрепленные к длинному древку. А в качестве кавалерийских значков, они сохранялись в армиях на протяжении многих веков, т.е. до конца XIвека[3]. Подобные знаки назвали «Вексиллоидс»[4] (знаменовидный <греч. βέλος шпиль + ειδοζ, eidos, вид[5]) = шпилевидный.

Самым первым римским знаменем был знак, который представлял собой связку соломы, закрепленную на копье; она служила средством связи и сигналом для сбора солдат манипула, подразделения, состоявшего из двух сотен = центурий[6] и входившего в легион. Позднее каждый манипул стал нести на шесте свою собственную фигурку животного, такого, как лошадь или волк. Наиболее важной из них была фигура орла, он был знаком всего легиона и позднее – всей Римской империи[7]. Их назвали «Манипулус» (лат. дословно) - ручной[8].

Самым многозначным римским знаком было пехотное копье, украшенное различными отличительными знаками: коронами, фалерами (круглыми бляхами), пластинами с рисунком и/или надписью, фигурками и т.д. Знак назвали – «Сигны»[9] (лат. signum– знак)[10] = знаки; инсигнии = в знаках (≈ в значении).

Самый старый знак /знамя/ относится примерно к 3000 году до н.э., он найден в 1972 году в Кхабисе в Иране. Он сделан из металла, имеет размеры 23 на 23 сантиметра и несет изображение орла, двух львов, богини, трех женщин и быка[11]. А в 1543 году, перед турецким султаном Сулейманом I, несли 7 бунчуков и 7 позолоченных бронзовых штандартов[12]. «Штандарт, стандарт» (от нем. Ständer– стойка; Stánd||ort- стоянка[13]; Stánd+ art/вид/[14] ) = установленный вид.

 

Самым первым тканевым знаменем в западном мире был, созданный для всадника[15] – «вексиллум», введенный в 105 г. до н.э. консулом Марием для римских когорт. Это было квадратное полотнище ткани, пришнурованное к горизонтальной перекладине, укрепленной на шесте. Окраска полотнищ была разной, но одноцветной – пурпурная, красная, белая и синяя[16]. «Вексиллум» (лат. – флаг[17]; vexillum< vehere– «нести»[18], < vexo– размахивать[19]).

Самое первое матерчатое знамя, прикрепленное к древку сбоку, появилось в Китае около 1122256 годов до н.э. Император Чжоу распорядился нести перед ним белое знамя (его форма неизвестна), чтобы объявить о своем присутствии[20]. Затем страна пережила монгольское и маньчжурское иго. Современное имя китайского знамени: «Ци» (знамя, флаг, знак войска) происходит от слов «знаменный» и «маньчжурское войско», в которые это слово (ци) перешло от обозначения «аймака» – поселка, кочевого поселка.

Маньчжурские захватчики имели «восьмизнаменные» войска. Их основными цветами были желтый, красный, синий и белый, а также знамена обшитые каймой: красное – белой, а остальные три – красной[21]. (Позднее были знамена синего дракона, белого тигра, красной птицы[22].) 

 

Первенствующим цветом почитается желтый, составляющий принадлежность Императора, и войско желтого знамени (первого из числа восьми знамен Пекинской гвардии) может назваться собственно Императорским[23]. Желтые знамена являлись полевыми знаками китайских императоров, и (позже) на них появились изображения дракона с красным Солнцем или жемчужиной в виде украшения[24].

 

Из Китая форма (= идея) прикрепленной к древку сбоку ткани перекочевала в Индию, где появились боевые треугольные знамена красного и зеленого цвета с желтыми изображениями животных[25]. Из Индии – на Ближний Восток. И в Византии, при императоре Льве VАрмянине 813-820 гг.,[26] полотнище стало прикрепляться непосредственно к древку[27]. При нем большие знамена главных войск имели верхнюю половину полотнищ единого цвета, а различались цветом нижних половин и эмблемами. Малые военные знамена имели разноцветные полотнища с длинными косицами и разнились эмблемами и знаками на шестах[28].

◄ 1150 год, рыцари тамплиеры с Орденским значком по византийскому образцу.

Но в Японии XVIвека еще применялись знаки и знамена – одновременно. Так, «большой штандарт» Иеясу Токугава, с 1566 года представлял собой гигантский золотой веер на деревянных спицах, длиной 1,5 метра каждая, с изображенным на нем красным диском восходящего солнца. Второй «штандарт» представлял собой бронзовый диск с небольшим круглым отверстием в его верхней части. Помимо этих знаков за ним всегда несли семь нобори белого цвета с изображением розовой штокрозы – моном рода Токугава. Полководцу Оде Набунаге «штандартом» служил огромный красный зонтик, а Тоётоми Хидэёси – деревянная тыква, расписанная золотом. Такая же тыква была и на его знамени. Но так как с каждой победой на нем дорисовывали одну тыкву, к концу жизни оно все стало усеяно тыквами и даже получило название «тысяча тыкв». Еще одним знаком на попечении асигару (=пехотинцев) были маку – длинные занавеси с монами полководца, окружавшие его штаб. Они, как и знамена, служили указателями местонахождения того или другого военачальника[29]. «Мон» (от греч. monos) – один, единый, единственный[30].

Один из самых старейших европейских примеров , относящийся к концу Vвека, - звонкие знамена короля остготов Теодориха Великого и его противника Одоакра, начальника одного из наемных германских отрядов на римской службе. Знамя Теодориха было бело-золотое, Одоакра – трехцветное: черное, золотое и зеленое. Оба знамени были обильно увешаны большими бубенцами, звон которых позволял распознать в темноте на слух их местонахождение[31] (что впоследствии, в V-VIIвеках, привело к равному пониманию славянского слова прапор = и знамя, и колокольчик). В Золотой псалтыри (из монастыря Санкт-Галлен, конец VIIIвека) знамя изображено только один раз; оно красного цвета, разрезано на три косицы (с бубенцами) и прикреплено к древку большими кольцами[32]. Не исключено, что от этих знамен с бубенцами и пошло название французского знаменщика – корнет = гудеть, звенеть. А с 1600-х годов, европейские армии, уже по турецкому образцу, дополнили барабан и флейту в пехоте так называемым ансамблем бубенчиков (нем. Schellenspiel), своего рода бунчуком, полутораметровым шестом с укрепленными наверху колокольчиками и бубенчиками. Играют

на нем, легко встряхивая его в такт музыке[33].

 

Самое древнее германское имперское знамя было красного цвета с изображением архангела Михаила[34]. Правители Германии Генрих Птицелов и Оттон I несли его в сражениях с мадьярами и великая победа над язычниками в сражении при Лехфельде (Бавария) в 955 г. была приписана именно его помощи[35]. И только начиная с короля Сигизмунда на нем стали изображать имперского одноглавого орла[36]. Знамена близкой формы появились в Европе до 1000 года нашей эры, но их не использовали до Крестовых походов 1095-1272 гг. (впереди христианского войска развевалось боевое знамя из красного шелка с белым крестом)[37], впоследствии знамена именно такого устройства стали общепринятыми[38]. К главному знамени, императорскому или королевскому, добавляются знамена крупных феодалов (феод, лен – земельный надел передаваемый по наследству)[39] и рыцарей с их отрядами - которые с XIвека имели их при себе постоянно. Чаще всего на печатях XIи XIIвеков видны знамена, чьи полотнища разрезаны на две, три или четыре косицы.

 

 

С XIIIвека в Европе был популярен вид знамени, с боковой перекладиной от копья, такое знамя было сильно натянуто, что позволяло быстрее распознать герб на полотнище[40]. Не исключено, что французский конный знаменщик - корнет (< corner– угол, угловой[41]), мог получить свое имя и в этот период времени. В Японии наиболее распространенным типом пехотного знамени являлся нобори, древко которого имело вверху поперечину, как у буквы Г. Такое же по устройству, но большее по размеру знамя называлось шихан[42]. А на спине японского всадника укреплялось на длинном стержне небольшое знамя с гербом сасимоно, по которому можно было издали различить принадлежность воина к дружине того или иного феодала и даже узнать его имя[43]. В России, 27 августа 1912 года, в празднование 100-летия Отечественной войны 1812 г., российское дворянство поднесло Императору Николаю IIпамятный стяг, подобного же «углового» строения. На его откосе надпись: «Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу – Российское Дворянство».  На другой стороне – дата: «1812 – 1912»[44]. ►

 

 

 

 

В более поздние времена в Европе существовали разнообразные формы знамен. Персональные знамена рыцарей и отрядов наемников были чаще всего маленькие, имели квадратную или прямоугольную форму, в последнем случае прикреплялись к древку длинной стороной. Позже для таких знамен появилось название - скаковое знамя (нем. Rennfahne)[45], которое употреблялось еще и при Максимилиане I(1459-1519). В XIIIи XIVвеках такие знамена нередко встречались во Франции и Бургундии, имели жесткое полотнище и отличались сначала только цветом, а потом уже стали наносить и гербы[46].

 

Простые ленники и вассалы, как и рыцари благородного происхождения, вместо скаковых знамен очень часто имели только цветные вымпелы – с разрезанным на конце, узким и длинным полотнищем[47]. Узкий рыцарский значок нес и их символ[48]. Нередко знамя имело треугольную форму и называлось пеннон. Флажок, называемый пеннон, пенонсель, панон или фанонг (от нем. Fahne), украшал копья наиболее бедных рыцарей, тех, которых называли иногда «рыцарями щита», поскольку они выступали в одиночестве. Право носить этот треугольный вымпел, иногда разрезанный на два угла (или рожка), называлось пеннонажем, а воины, выступающие под пенноном, назывались пеннонией[49]. Носитель пеннона имел право поместить его металлическую копию над своим замком[50]. ►

«Пеннон» (лат. pennons[51]< penna– направляющее перо[52]) (> ит. pennacchio, исп. penacho– пучок перьев[53]) = пёрые, с «перьями» (косицами, откосами).

Было еще такое звание, которого могло домогаться только высшее дворянство, а именно звание знаменного рыцаря. Такое звание носил рыцарь, у которого было довольно вассалов, так что он мог собрать дружину на свои собственные средства и под особым знаменем. На поле сражений перед знаменными рыцарями несли квадратное знамя с изображением их герба и девиза[54]. Полк феодального войска мог включать от пяти до десяти «знамен», т.е. от 500 до 1000 всадников. Но знаменный рыцарь мог привести с собой и существенно большее число вассалов (до 50 «копий»[55]), в таком случае его отряд называли «двойным знаменем». В начале XIIIв., в царствование Филиппа Августа, в «знамя» входило от четырех до шести «копий», каждое из них возглавлялось рыцарем и могло включать различное число бойцов, как конных, так и пеших[56].

◄ «Глава (капитан) семи копий».

 

Первоначальные жесткие требования постепенно снижались, и в 1452 г. некоторые сеньоры из области Сены приобрели звание знаменного, представив с собой на службу не менее 25 вооруженных людей[57]. Знаменному рыцарю подчинялся рыцарь-башелье, служивший за отсутствием вассалов под чужим знаменем[58] (но со своим значком, вымпелом). Если положение рыцаря-бакалавра (рыцаря-башелье) улучшалось, то изменялась и форма его знамени. Это действие представляло собой пышную церемонию: называлась она «превращением пеннона в банниер», а новоиспеченный знаменный рыцарь получал наследственный титул «рыцаря квадратного знамени». «Знаменный рыцарь» (франц. lechevalierbanneret) = знаменный конник.

 


Узаконение формы «императорского штандарта» было произведено в Испании. В середине XIIIвека король Фердинанд IIIКастильский запретил применение не утвержденных по закону знамен провинциям и городам. Его сын – король Альфонс Х установил, что лишь королевский штандарт может иметь квадратную форму. Местным каудильо, провинциям и городам разрешались знамена с косицами и закругленными хвостами[59]. Согласные с этим отличием монархи, стали помещать свои гербы на полотнища квадратной формы, а в новейшее время, полотнища такой же формы, усвоили за собой и председатели (= лат. praesidentis)[60] некоторых стран.

 

Знамя (фр. банниер) приняло квадратную форму между 1310 и 1350 гг., и называлось иногда гонфаноном (хоругвью)[61]. Но несмотря на название «квадратное» знамя, которое конечно же таким и бывало, была и другая его форма, не менее распространенная, но, так, кажется, и не получившая собственного имени. Обратимся к словам документа того времени, рассказывающего «о превращении пеннона в банниер»: «Господин мой, вот мое знамя; я представляю его тебе с тем, чтобы иметь возможность и в дальнейшем нести его всюду, где более всего будет угодно тебе, ибо теперь, благодарение Господу, у меня достаточно земель, чтобы его показывать всем, поддерживая честь того высокого ранга, который оно обозначает». Принц в присутствии дона Педро (король Педро IV) взял это знамя в руки и, отрезав ему нижний (!) узкий конец и сделав его квадратным, развернул его и вручил…[62] Как видно из документа – у рыцарского пеннона было две косицы (откоса): верхняя и нижняя, и следовательно, верхняя косица осталась на месте. Такие знамена составляли пятую часть (11 из 56) прусских знамен[63], захваченных в Грюнвальдской битве (15 июля 1410 г.) войсками польского короля Владислава[64].

В то время были еще и знаменные оруженосцы. Под их начальством служили рыцари и даже знаменные рыцари; это делалось по приказанию короля; но знаменные оруженосцы, как и все прочие оруженосцы, не имели права носить золоченые шпоры и называться мессир, монсеньор и месье[65], что относилось только к рыцарям. И крупные феодалы, хотя и рядом с королевским знаменем, но несли - большие пенноны[66]. «Знаменные оруженосцы» (франц. lesecuyersbannerets)[67]= т.е. «знаменные щитоносцы».

На протяжении всего средневековья так и не выработалась какая то одна, определенная форма знамени, поэтому в различных армиях встречались их самые разнообразные формы. С появлением в XVвеке наемных постоянных армий, изменилась организация всего военного дела, вследствие чего знамена претерпели значительные изменения в своей форме и месте нахождения. Полк конницы, состоявший из знатных и тяжеловооруженных всадников, делился на три-четыре отряда. Перед каждым отрядом скакал его капитан, рядом корнет, несший скаковое знамя. В пехоте, у ландскнехтов и швейцарцев, боевой единицей был полк, который делился на роты с капитаном во главе. Полковое, главное знамя, несли впереди рядом с полковником. В каждой роте тоже имелось свое небольшое знамя (значок) – прапор. В пехотных полках, к тому времени почувствовавших свою важность, были склонны к преувеличениям, и полотнища их знамен достигали иногда удивительных размеров. Короткое древко выступало снизу настолько, что прапорщик (знаменосец в пехоте, нем. - фендрик) мог держать его только двумя руками и без длительной тренировки было невозможно нести знамя и размахивать им в бою[68].

В казанском царстве, главный флаг ханатуг, элем, обычно имел вид прямоугольника, прикрепленного длинной стороной к древку. Цвет таких знамен был в XV-XVIвеках голубым, зеленым, красным или комбинацией этих цветов, с вышитыми на них сурами из Корана. ▼

Эмиры и мурзы – командиры полков, имели большие треугольные или прямоугольные знамена – хорунга, еленге, а отдельные воины – небольшие флажки желау, на шлемах и древках своих копий[69]. ►

◄ В Европе похожее применение значка – на шлеме всадника, можно встретить около 1435 года[70].

В турецких войсках организационная структура была настолько разнообразна, что в формах и распределении знамен по войскам существовали большие различия. Ограничимся описанием тех, что имелись в войсках главной армии Османской империи с XVдо XVIIIвека.

Алем, названный в народе кровавым знаменем, был символом военачальника. Полотнище знамени из камчатной ткани красного цвета, длиной 4-5 метров, шириной 3 метра, сужалось книзу и висело на поперечном древке подобно вексиллуму римлян. На полотнище были вытканы золотом религиозные изречения и символы: сначала символ веры, потом отдельные стихи 48-й суры Корана (сура победы), далее очертания руки мести халифа Али, его меча «Зул-Фикар» (= «Пронзающий»[71]) с двумя клинками. Реже встречаются изречения из 61-й суры Корана[72]Санджак – знамя наместника провинции, похожее на шлем, но меньшее по размеру, украшено проще, и на полотнище чаще всего один или два стиха суры победы. Санджак– основная административно-территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета[73].

Байрак– знамя легкой конницы дели («сорвиголов»), состоявшей из добровольцев набранных в Азии. Знамя было чаще всего треугольным из красного или желтого холста; буквы надписей были вырезаны из красного или белого войлока и нашиты на полотнище, как и рука мести Али и меч зульфикар[74].

◄ Навершия турецких знамен.

Туг, или бунчук, - конский хвост, укрепленный на цилиндрическом, полом внутри и поэтому необычайно легком древке из мягкого дерева; древко украшалось восточными орнаментами. Верхний конец древка заканчивался чаще всего металлическим шаром, а иногда полумесяцем. Ниже крепился простой или заплетенный в косы конный хвост, покрашенный в синий, красный и черный цвета. На месте крепления хвоста древко было обтянуто тканью из конского и верблюжьего волоса. Волос был выкрашен в различные цвета, и иногда составлял очень красивый узор. Количество конских хвостов на бунчуке было признаком звания. Три конских хвоста имели паши в ранге визиря, два хвоста – бегле-беги, или наместники, один имел санджакбег, т.е. губернатор санджака. Бунчуки за ними носили силихдары (= оруженосцы), которых в этом случае называли тугджи[75].


О бунчуке есть и более раннее упоминание. Отец султана Османа I Завоевателя (основателя Османской империи), Эртогрул – вождь туркменского племени кайы, оказавшись в Малой Азии, в начале XIIIвека, получил для своего племени земельный удел на самой границе византийских владений, от сельджукского султана Ала ад-Дина Кай-Кубада I. После смерти Эртогрула, султан Ала ад-Дин Кай-Кубад III, утвердил за его сыном Османом земельное владение его отца и пожаловал знаки княжеского достоинства: саблю, знамя, барабан и бунчук – лошадиный хвост на богато украшенном древке[76] копья.

В Тридцатилетнюю войну (1618-1648)[77] формы знамен в европейских армиях изменились мало. В конных полках было только одно знамя, называемое штандартом, скаковое знамя отрядов полностью вышло из употребления. В пехотных полках каждая рота солдат, как и ранее, имела прапор[78]. В XVIIIвеке во всех армиях, в последнюю очередь во французской, размеры пехотных знамен значительно уменьшились.

 

◄ Особыми были так называемые орлы, знамена французской армии времен наполеоновских войн. Такое название они получили из-за навершия в виде орла с распростертыми крыльями[79]. Хотя, такое навершие знамен, в наполеоновской армии, было не единственным их видом. ►

 

Знамена европейских земель имеют собственную историю. В хронике Григория Турского (613 г.) сообщается, что король Гунтхрамн, передавая права на землю королю Хильдеберту, вручил ему свое копье со словами: «Пусть оно будет знаком, что я передал тебе в наследственное владение все мое королевство». По свидетельству летописца Дитмара,

 

германский император Генрих Второй в 1004 г., передавая Генриху Люксембургскому герцогство Баварское, также вручил ему копье. Обычно к копью привязывался какой-нибудь значок. Епископ Оттон Фрейзингенский – летописец императора Фридриха Барбароссы отмечает обычай символизировать передачу провинций передачей знамени.

 

▲ Признак земельных знамен: жесткое полотнище и свисающий откос.

В 1156 г. Генрих Австрийский вынужден был уступить Генриху Льву герцогство Баварское. Отречение символизировалось вручением императору семи знамен по числу уступаемых графств. Император вернул два знамени Генриху Австрийскому и возвел его маркграфство в герцогство, а остальные пять знамен вручил Генриху Льву[80]. Первоначально ленные (земельные, на время службы) знамена были одноцветными и не имели никаких рисунков. Но уже к концу XIVвека на них появились местные гербы (знаки местности, земли). Так, в 1495 г. император Максимилиан вручил ландграфу Вильгельму Гессенскому ленное знамя с пятью гербами (щитами) владений[81]. Все земельные владения во всех странах мира обычно делятся на две группы: земля не передаваемая посторонним лицам – переходящая «по крови», от родителей детям; и земля передаваемая на время – за службу, на кормление, в аренду.

 

 

 

И по знаменам рыцарей того времени можно было с достаточной очевидностью определить хозяина земли и его ленников, т.к. у хозяина все «поле» знамени было черным, а у ленников – только «полосы» (полосы земли, земельные наделы). Таким самостоятельным знаком «черное поле» и вошло в щиты, знамена и флаги – землевладельцев.

 

 

 

 

Одним из шагов по изменению признаков «земли» – «черного поля», стало его оформление, т.е. буквально – придание ему формы. Форма придавалась в соответствии с собственными, хорошо известными и понимаемыми местным населением, традициями.

 

Среди первых (IXвек) европейских знамен такого вида следует отметить норманнского «ворона» - как знак земли бога Одина (XIвек). ►

В белом (светлом, святом) «поле»[82]

 

Позднее «черный ворон» переоформляется в знак «черный орел», но уже для «Священной Римской Империи», а поскольку и земля, и ее древний покровитель остались теми же, то и «орел» от «ворона» отличался не очень многим. Только «поле» стало золотым. ►

Следующий «черный орел» принадлежал уже «Священной Римской Империи Германской Нации». И в качестве поясняющего знака, находящемся в прямой связи со словом «римский» (римская земля), был принят знак «святой земли римской Империи смотрящей на запад и восток одновременно» - «двуглавый черный орел».

◄ На золотом же «поле».

 

 

 

 

 

А черные орлы, пройдя во времени через несколько изменений вида, вернулись на свою землю почти в прежнем виде, на золотом же «поле», и с измененным именем. Как знаки германской (немецкой) земли.

◄ Австрия, 1934 г.                                                     

Германия 

 

 

Знак же «черного двуглавого орла» стал применяться отдельными лицами – как освобождавшими «Святую Землю»; отдельными лицами, землями и городами – как входящими в европейскую «Римскую Империю»; и другой Империей – как знак равной по древности и христианской вере – земли Российской Империи.

На золотом же «поле».

 

 

Личные знаки (гербы) императоров этих земель, достаточно ясно указывают на их предназначение – быть щитом своей земли. Но, в одном случае, это – священная, святая земля, что видно по имеющимся «нимбам», а в другом случае, это – земля империи, т.е. коронованные главы земель разных сторон, соединены под более высокой – «имперской» короной.

Рассматривая русское Государево (Государственное) знамя, не трудно увидеть и понять связь, между имеющимися на его поверхности признаками: формы и цвета изображений.

Знамя имеет серебром, золотом и чернью украшенное – древко. Как у владетеля земли (согласно западным и восточным образцам).

Знамя имеет квадратную форму полотнища. Как у личного королевского (императорского) штандарта (по европейскому образцу).

Оба признака говорят об одном и том же – это знамя принадлежит не стране, а  монарху. Наибольший по размерам черный знак – российской земли, занимает «центральное» и «главное» (по единой сетке деления поверхности: Е и В) места.

 

 

 

Черный знак имеет имя «орел», что переводится со старославянского на современный русский язык, как «сильнейший в бою»[83]. «Земля, сильнейшая в бою», имеет христианский (византийский, греческий, православный) вид – орла, с двумя венценосными главами разных сторон и обе – под короной Империи (императорской). «Земля христианской империи, сильнейшей в бою» - самодержавна (сама удерживает - державу) и самоуправляема (направляет - скипетром). Середина (грудь) и стороны (крылья) земли прикрыты древними (неотъемлемыми от нее) щитами (городами, царствами) - защищены.

Щит венценосной фамилииопора для «Сильнейшей в бою земли христианской империи» и щит – для произрастания высоких (согласно видимому строению) ветвей: правильной (правая) крепости (дубовая) и удерживаемой (левая) мирности (пальмовая); которые приносят одинакового вида «плоды», т.е. дополнительные щиты (зéмли) в окружение Российской Империи.

 


[1] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 184

[2] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 8

[3] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 366

[4] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 184

[5] П.С.Таранов «Мудрость трех тысячелетий», М., «Изд. АСТ», 1997, С. 79, 140, 243.

[6] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 384

[7] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 184

[8] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 184

[9] И.В.Всеволодов «Беседы о фалеристике», М., «Наука», 1990, С. 15

[10] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 587

[11] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 184

[12] «Рыцари Востока» В.О. Шпаковский, М., Поматур, 2002, С. 70

[13] «Немецко-русский словарь», М., ОГИЗ-ГИС, 1946, С. 347

[14] «Немецко-русский словарь», М., ОГИЗ-ГИС, 1946, С. 35

[15] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 185

[16] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 8

[17] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 99

[18] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 428

[19] «Латинско-русский словарь» О. Петрученко, М., «Г.Л.К.», 2001, С. 692

[20] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 185

[21] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 77

[22] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 8

[23] «О русском государственном цвете» А. Языков, С-Пб, 1858, С. 5

[24] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 98

[25] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 8

[26] С.В. Булгаков «Настольная книга для священно-церковно-служителей», т.2, М., «И.о.М.П.», 1993, С. 1386

[27] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 365

[28] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 8, 9

[29] «Рыцари Востока» В.О. Шпаковский, М., Поматур, 2002, С. 107, 108

[30] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 420

[31] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 365

[32] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 365

33  В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 376

34 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 366

35 «Рыцарство» Морис Кин, М., «Научный мир», 2000, С. 88

36 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 366

37 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 366

38 Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 185

39 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 11

40 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 367

41 «Французско-русский словарь» В.Г.Гак,Ж.Триомф,Г.Г.Соколова и др., М., Русский язык, 1991, С. 233

42 «Рыцари Востока» В.О. Шпаковский, М., Поматур, 2002, С. 107

43 «Рыцари Востока» В.О. Шпаковский, М., Поматур, 2002, С. 93

44 «Гербоведъ» №16, 4/97, РГК, С. 56

45 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 367

46В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 368

47 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 368

48 Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 187

49 «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 90

50 «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 94

51 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 368

52 «Латинско-русский словарь» О. Петрученко, М., «Г.Л.К.», 2001, С. 454

53 В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 53

54 Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 65

55 «Рыцарство» Морис Кин, М., «Научный мир», 2000, С. 302

56 «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 86

[57] «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 86

[58] «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 88

[59] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 91

[60] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 516.

[61] «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 94

[62] «Рыцарство» Морис Кин, М., «Научный мир», 2000, С. 303

[63] Таблицы из «J. Dlugosz. BanderiaPruthenorum» (Прусские знамена), изданные К. Гурским в 1958 г.

[64] «Грюнвальдская битва», Ян Длугош, М., Л., АН СССР, 1962, С. 87

[65] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 66

[66] «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 96

[67] Ж.Ж. Руа «История рыцарства», М., «Алетейа», 1996, С. 66

[68] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 369

[69] «Рыцари Востока» В.О. Шпаковский, М., Поматур, 2002, С. 75

[70] «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 34

[71] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С.184.

[72] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 370

[73] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 370

[74] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 371

[75] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 371

[76] «Рыцари Востока» В.О. Шпаковский, М., Поматур, 2002, С. 67

[77] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 22

[78] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 372

[79] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 372

[80] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 12

[81] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 13

[82] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 9

[83] А. Платов «Руническая магия», М., Менеджер, 1995, С. 80.

Back to top