Из разнообразия священных знаков, в первую очередь, следует выделить – выносные (переносимые, ручные) кресты . Так, еще за Vвеков до Р.Х., эфиопы выступали с золотым шаром и крестом – на древке[1]. Но и после принятия христианства, первыми христианскими крестами, непосредственно сохранившимися до нашего времени, являются эфиопские же, выставленные в Коптском музее города Каира. Их два, оба Vвека, один – деревянный, другой – бронзовый. Этот вид креста: равноплечий, в круге, получил имя «Hawaria», что в переводе с амгарского означает «Евангелист»[2]. И сегодня, в XXIвеке, крест носимый на древке, можно увидеть почти в любом русском православном храме (т.е. в действующем), им начинается «крестный ход».

 

 

Особенностью священных знамен, конечно же являются те изображения, знаки или предметы, которые нельзя отнести к какой-либо иной среде, кроме церковной. Как видно из вышеизложенного материала, войска всех стран имели на своих полотнищах, те или другие знаки – иногда общеизвестные, иногда редкие. С какого времени произошло разделение на только военные и только церковные хоругви – сегодня вряд ли известно, а вот совмещение военных и церковных знаков – было изначально. Так было и в древнем Египте, и в древней Европе, когда впервые, император Константин Великий, принявший христианство в 312 году нашей эры, решил объединить в знамени две власти: земную и духовную[3]. На длинном золоченом древке была закреплена поперечная рея, отчего основа приобрела форму креста, а навершием служил венок из драгоценных камней и золота, в котором были изображены две первые буквы имени Христа (Х Р) слитые воедино. На поперечной рее висел белый квадратный плат, расшитый золотом и с портретом Константина. А под ним помещалось из золота же изготовленное изображение Августа и его сыновей[4]. Так было создано первое христианское, а следовательно и церковное, знамя из ткани. Знак назвали «Лабарум» (< греч. λάβαρο– знамя, стяг[5]< λαβή – рукоятка, ручка) = «ручной».

◄ А общее строение знака было усвоено и церковным христианским обрядом, но в более свободной, изменяемой форме и, как знамя в церкви, получило собственное имя «Хоругвь» - (русск.) – «военное знамя»[6].

Хлодвиг,  языческий  военный  предводитель Vвека, объединивший  франков  и утвердивший Париж  своей  резиденцией,  имел  белое  знамя с изображением  на  нем  трех  золотых жаб. Но в 496 г. в ночь перед битвой у Тоблиака он увидел «вещий сон» и заменил жаб на три золотые лилии[7].  ►

 

 

 

◄ Среди знамен христового воинства Европы, нельзя не отметить и синюю мантию (каппу) святого Мартина, епископа Турского (+ 397 г.) патрона Франции, Майнца и Вюрцбурга, которой короли франков владели с VI века[8]и без которой не выступали в поход[9]. «Мантилья» (< лат. mantelum= manus+tela[10]= рука+ткань) плащ, сотканный вручную.

 

 

 

Знамя пророка Мухаммеда (570-632) изначально не было зеленым. Первое его знамя в VII столетии было белое, сделанное из чалмы пленных Кареишатов, потом черное из завесы дверей Аеши, жены его[11]. Соответствующие цвета знамен имели и все другие халифы – «лайва», а также различные арабские племена – «райя». Один и тот же арабский предводитель, в VII веке, мог иметь два боевых знамени: одно – собственное (двуперое - лайва), другое – племенное (прямоугольной формы - райя)[12]. ▼

Так и у Темучина, провозглашенного курултаем знати в 1206 г. – всемонгольским ханом, и получившего имя «Чингис-хан» (Океан-хан[13]), сначала были белое и черное пятиугольные знамена с девятью широкими лентами, а на золотом древке был укреплен длинный рыжий конский хвост[14]. Наиболее известно его большое белое знамя с девятью хвостами[15], оснащенное затем изображением черной Луны[16]. После смерти Чингисхана существовал культ его военного духа, воплощенного в знамени. Особо почитались Цаган сульде (белое знамя) и Хара сульде (черное знамя)[17]. Зеленое же знамя «покорности» (араб. ислам = покорность[18]) в действительности является боевым, а не церковным, что отражено и в истории его появления: «Пророк Магомет (Мухаммед), выступавший с проповедями ислама, не получил признания в Мекке и, испытав гонения, вынужден был бежать в Медину. Предводимые Мухаммедом бедуины вели бои за новую веру, за овладение Меккой. В одном из боев, когда «правоверные» дрогнули, Мухаммед, чтобы воодушевить и подбодрить их, сорвал с головы зеленую чалму и устремился вперед, размахивая ею как знаменем[19]».

Скандинавскийэпос воспевает «заговоренное» белое знамя викингов с черным вороном – птицей бога Одина. Древние саги повествуют, что это боевое знамя было искусно сшито тремя сестрами боевого короля Свена Вислобокого (XIвек) за одну ночь[20]. ►

В истории европейских знамен заметное место занимает и боевое знамя французских королей, орифламма, которое развевалось впереди французского войска с 1124 по 1415 год. Первоначально оно было боевым знаменем аббатства Сен-Дени и напоминало по форме «лабарум» римского императора Константина Великого (ок. 285-337).

◄ Знамя представляло собой полотнище из красного шелка которое заканчивалось пятью косицами и по краям было отделанозеленой бахромой. Таким оно изображено на витраже XIIIвека в соборе города Шартр (Франция)[21]. Специальный почетный хоругвеносец носил ее на себе, лишь непосредственно во время боя она поднималась на копье[22], которое, имело позолоченное древко, отсюда и имя знамени – от старофранцузских слов orie, позолоченный, и flamme, пламя[23]. Очень скромный вид «знамени» - без надписей и без рисунка, во времена расцвета геральдических искусств и изысканных вышивок, наводит на мысль, что это не «знамя» как таковое, а «верхняя», цветная «одежда» с церковного престола, которую применили «как знамя». В таком предположении нет ничего необычного, т.к. «знаменами» бывали  и иные церковные предметы.

 

Иногда орифламмой называют другие знамена, которые похожи своим строением, т.е. имеют несколько косиц (3-4) или несут близкое к «церковному» - значение или изображение. Например: белое знамя (узкий вымпел с двумя косицами) Жанны д’Арк (в 1430 г.), на котором у древка изображен стоящий на радуге Господь и два, обращенных к нему с разных сторон, коленопреклоненных ангела. Далее, за прямостоящим изображением, идут золотые надписи в  три ряда (но уже параллельные древку): ihs, gloriaи три условного вида (геральдические) лилии. На оборотной стороне изображение Богоматери, которой ангел подносит лилию. Орлеанская девственница не имела никакого рыцаря-баннерета и она не имела никаких прав на знамя, это было одним из пунктов ее обвинения во время суда[24]. Когда враги взяли Жанну в плен и допрашивали ее, в чем же заключалась сила ее воздействия – в знамени или мече, - она неизменно отвечала: в знамени[25]. Как видно из описанного – форма знамени далека от строения и цвета полотнища настоящей орифламмы, остается очевидное, церковное изображение на нем – как основа для прямой связи, к применению этого имени (= названия).

 

 

◄ В древнемексиканской империи ацтеков применялись военно-полевые знаки, украшенные гирляндами перьев[26], но бывали и тканые полотнища – с подобными же украшениями. ►

 

 

Во время войны 1812-1814 гг. при калмыцком полку российской армии находилось древнее знамя палевое (= бело-желтоватое), с красной каймой и тремя красными висячими лентами. К вызолоченному копью привешено украшение, наподобие длинной кисти, составленное из продолговатых четвероугольников зеленого, розового, алого, желтого и голубого цветов. Под копьем и у древка прикреплены также украшения голубого, белого, алого, желтого и зеленого цветов. На полотнище изображено Калмыцкое божество Даиачи Тенгры, покровитель войны и воинов, помощник в сражениях и споспешествователь победам. Звери и птицы, его атрибуты, означают: первые – власть, силу, быстроту действий и владычество на земле, вторые – эти же свойства и еще могущество на небе. Знамя в руке всадника (палевое с красной каймой) – знамение победы; бич – указание пути коню; красные ветви у головы и копыт коня – огненный бег его; звери за ногами всадника – грозное нашествие божества и телохранительные его спутники. Конь белый с красной сбруей. Звери исполнены в преобладающих коричневых тонах, кроме зверя слева от головы всадника, который белый. Мантия всадника синяя, шлем золотой, кираса темного (синего?) цвета с красными полосами[27].

 

Некоторые общие составляющие знамен

Расположение кисти (кистей) на боевых знаменах, в зависимости от их видимого места, может иметь знакомое или не очень знакомое имя. Так по имени «бунчук», мы без труда определяем его «место» и «форму», т.е. «кисть, окружающую древко копья». А как именуются «кисти пришитые к полотнищу» - русскоязычные работы не поясняют, но определить их «значение» можно. Так на Востоке, к богато украшенному копью, принадлежавшему Туман-бею, последнему султану египетских мамелюков (убит в 1517 г.), золотым шнуром с тяжелой кистью привязан золотой футляр, в котором некогда хранился Коран, записанный на маленьких листочках[28]. Кисть украшает и значок турецкого офицера разведчиков кавалерии янычар, называемых «каприси»[29]. А на Западе (около 1525 г.), кисть украшает боевое знамя ландскнехтов – элитных (с двойным жалованием) солдат, сражавшихся в первом ряду[30]. Из-за недостатка материалов по этой теме – нельзя с высокой точностью определить дальнейшее применение кистей на хоругвях знамен. Но, с достаточной очевидностью, вышеприведенные примеры говорят о том, что в начале XVI века– этот знак принадлежал лучшим военным отрядам (мамелюков, янычар, ландскнехтов), которые состояли не из местных жителей. Или говоря проще: отличали - наемников.

 

 

 

Другой вид кистей известен по их месту расположения и их строению – ремешок (лента, шнур) с двумя кистями по концам, обвязанный вокруг древка. Русскоязычных исследований, посвященных началам истории этого незначительного вопроса, пока не обнаружено. Но на русских военных знаменах XIX-XXвеков, таким ремешком – «темляком» («петлёй»), перевязывались чехлы надетые на полотнища свернутых для хранения знамен. При развернутом знамени «темляк» привязывался к стягу выше знаменной хоругви, если же это место было занято, то – ниже хоругви. Место между копьем (железкой) и полотнищем (хоругвью) могло быть занято бунчуком (челкой), бантом из ленты или просто лентой. Наиболее древним знаком являлся бунчук, т.к. появился на копьях намного раньше хоругви, кисть, в виде бунчука,  можно видеть и на императорском кавалерийском штандарте. Появление «ленты» отмечено в таблице территориальных знамен XIVвека[31]. Её необходимость очевидна – отличать одно из двух, одинаково белых, полотнищ. ▼

В России, императорским указом от 25 июня 1838 г., было установлено жаловать на знамена и штандарты частей, существующих сто и более лет, юбилейные орденские ленты, для гвардии – Андреевские – голубые, как от ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, для армии – Александровские – красные, как от ордена Св. князя Александра Невского. Их длина – 142,4 см и ширина – 4,45 см. Под навершием, из такой  же  ленты образован «бант», на котором вышит год пожалования ленты. Бант прикреплен к самой ленте при помощи   мундирной  пуговицы.  Концы  ленты обшивались золотой или   серебряной бахромой. Ленты привязывались особым серебряным шнуром с прошивкой черным и оранжевым шелком (аксельбантным) на трубку навершия, но надевались лишь в особо торжественных случаях[32]. ►

 

Голубые ленты впервые появились на знамени Государя (государственном знамени) Александра II в 1856 г. Тогда же гладкое позолоченное копье навершия было заменено на серебряный шар-державу, с закрепленным на нем двуглавым орлом[33].

◄ Знамя Государя Николая II, с юбилейными Андреевскими лентами.

 

 

Еще одним необязательным, но отличительным признаком «знамен» (и некоторых других вещей) является «бахромá» - род тесьмы, плетежка, вязанки с махрами, висячими прядками различного вида[34]. Какое-то общее  время и причина ее появления на знаменах, вряд ли может быть точно установлена, т.к. у каждого народа свои привычки и свои начала. Но некоторые особенности этих начал (= принципов), видны и без глубоких исследований.

Тканевые полотнища, от длительного трепетания на ветру, обычно – обтрепываются. Сохранить приличный вид ткани, можно двумя наиболее простыми путями: бороться с «махрой» или её использовать. Путей борьбы – также два: обрезать ее по мере образования и, в результате этого, рано или поздно, потерять первоначальный вид (здесь - форму, размер) полотнища; или обшивать края полотнища другой (или такой же) тканью, время от времени обновляя обшивку. Понятно, что второй способ борьбы с бахромой – лучше, т.к. дольше сохраняет первоначальный вид знамени. Он заметен на многих исторических памятниках. ▼


 

Использовать же образовавшуюся «махру» можно самым простым способом: завязывая несколько нитей одним узелком или сплетая их в «косички», т.е. как бы создавая естественную, но защищающую бахрому. Возможно, что именно такой была бахрома на наиболее древних образцах знамен, например на «лабаруме» Константина Великого. Решить же, в каком случае мы имеем дело с бахромой, в каком с обшивкой, а в каком – с другим явлением (например, пучки нитей на местах, где некогда привязывались бубенцы в «звенящих» знаменах), можно только при хорошем знании исходного материала, т.е. местных традиций. ▼

Символическое значение бахромы подчиняется общим правилам символики, т.е. ее самостоятельное значение: «лучи, многие линии = свет, отходящий от…», изменяется в зависимости от имени вещи, к которой она пришита; от ее собственного цвета и от места (круга, сферы, области) применения. «Золотая бахрома» в церковном, нематериальном круге, читается как «свет божественный (аура)[35]»; в материалистическом кругу: «отсвет (блеск) золота».

В российской императорской армии, совмещавшей в себе обе сферы, как впрочем и любое другое государственное подразделение (служба) того времени, «золотая бахрома» принимает значение «доблесть» (т.е. золото + блеск = драгоценный блеск), а «серебряная бахрома» - «честь» (т.е. блеск + серебро = блеск чистый); и так далее, по основным цветам радуги. У первого (1743 г.) государева (императрицы Елизаветы Петровны) знамени бахрома была золотой. В 1856 г., при императоре Александре II– стала трехцветной: серебряной, золотой и черной[36], что соответствовало «чести», «доблести» и «светлости» (свет + земля = свет земной). ►

 

На знаменном полотнище имеется только одно место, имеющее собственное имя – «крест», которое по сетке деления поверхности соответствует месту «А». В отличие от такого же имени, которое применяется для обозначения фигур находящихся на геральдических шлемах («крест» от латинского crista= петушиный хохолок[37]), знаменный «крест» действительно нес изображение Креста Христова, как это видно на витражном рисунке 1561 года, в немецком городе Wörlitz.

На русской земле за этим же местом закрепилось другое, славянское звучание этого же слова – «крыж», которое стало применяться для описания полотнищ знамен (штандартов, флагов и т.д.).

 

 

 

Перевод гербовых или эмблемных изображений в цветной же, но «полосатый» вид (столбовой, если прямые полосы - вертикальны и поясной, если прямые полосы горизонтальны) флага, осуществляется в следующем, сохраняющем преимущественное значение фигур, порядке. Таким наглядным образцом в немецкой практике может служить сравнение уже известных «гербового» и «поясного» флагов. Верхний, главный (головной) пояс имеет цвет самой большой и центральной негеральдической (естественной) фигуры – черного орла. Средний (серединный, центральный) пояс имеет цвет геральдической фигуры – красной каймы. Нижний, опорный пояс имеет цвет поля – золотого (здесь желтого) поля. ▲

Т.е. при приблизительно равно занимаемых разными цветами размерах поверхности – их преимущество друг перед другом определяется по важности (значимости, значению) фигур.

При переводе цвета государева знамени в поясной вид, верхний, главный пояс, должен быть черным, по центральной и самой большой фигуре – черного двуглавого орла. Средний (центральный) пояс, должен быть золотым – по цвету поля. И нижний пояс, должен быть серебряным, по центральной фигуре (большего) нагрудного щита двуглавого орла. В Полном собрании законов Российской империи было записано, что «первая полоса соответствует черному государственному орлу в желтом (средняя полоса) или золотом поле… Нижняя полоса, белая или серебряная, соответствует… белому или серебряному всаднику (св. Георгию) в Московском гербе». Как видно – объяснения немного разные, а результат – один и тот же. ►

 

 


[1] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 8

[2] Путеводитель по собранию коптских и эфиопских крестов в Национальном музее г. Варшавы, 1975, Польша.

[3] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 185

[4] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 99

[5] «Греко-русский и русско-греческий словарь» А.В. Сальнова, М., «Рус.яз.», 2000, С. 160

[6] В.В. Филатов «Словарь изографа», М., «Лествица», 2000, С. 213.

[7] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 85

[8] «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 86

[9] Энциклопедический словарь «Христианство», Т.2., М., «Большая Российская энциклопедия», 1993, С. 93

[10] В.В.Похлебкин «Словарь международной символики и эмблематики», М., Меж.нар. отношен., 1995, С.253.

[11] «О русском государственном цвете» А. Языков, С-Пб, 1858, С. 6

[12] «Рыцари Востока» В.О. Шпаковский, М., Поматур, 2002, С. 32, 37

[13] «Боевые животные» Сост. А.Н. Петров, Мн., «Литература», 1997, С. 79.

[14] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 79

[15] «Рыцари Востока» В.О. Шпаковский, М., Поматур, 2002, С. 53

[16] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 98

[17] Энциклопедия “Мифы народов мира”, Т.2, М., «Российская энциклопедия», 1994, С.629

[18] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 109

[19] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 110

[20] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 9

[21] В.Бехайм «Энциклопедия оружия», С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 366

[22] ж/л «Наука и жизнь» №10 – 1988, С. 53

[23] «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 96

[24] «Средние века. VIII-XIV» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 144, 145

[25] ж/л «Наука и жизнь» №10 – 1988, С. 51

[26] Г.Бидерман «Энциклопедия символов», М., «Республика», 1996, С. 98

[27] «Знамена и штандарты русской армии» Звегинцов В.В., Т.2., Париж, 1969, С. 10

[28] «Энциклопедия оружия» В.Бехайм, С-Пб., «Санкт-Петербург оркестр», 1995, С. 234

[29] «Средние века. Эпоха Ренессанса» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 142

[30] «Средние века. Эпоха Ренессанса» Ф. и Л. Функен, М., «Астрель&АСТ», 2002, С. 90

[31] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 12, 13

[32] «Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX – начала XX вв.» Шевяков Т.Н., Пархаев О.К., М., «И.-АСТ&И.-Астрель», 2002, С. 7, 8

[33] «Гербоведъ» №23, РГК, 11’97, С. 145, 146

[34] «Толковый словарь русского языка» В.И. Даль, М., «И. АСТ», «И. Астрель», 2002, С. 36

[35] Аура. (лат.) – золотая. («Энциклопедия мистических терминов», М., «Локид»; «Миф», 1998, С. 65.)

[36] «Гербоведъ» №23, РГК, 11’97, С. 143, 146

[37] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 205.

Back to top