как отправить заявку на кредит во все банки
онлайн заявка на кредит наличными.

Символика – это самостоятельная знаковая система, похожая на азбуку или математику, но более древняя, и поэтому она читаема как азбука и рассчитываема как арифметика, одновременно. Именно это обстоятельство – возможность писать и читать написанное символами, позволяет увидеть и разницу стилей, ведь одни и те же знаки (буквы, слова) могут составлять и высокую похвалу, и грязное ругательство, все зависит от начинки «пишущего» автора (или авторов). Неплохим примером служит применение знака «человеческий череп» (череп человека), который, в зависимости от среды (от окружения), изменяет свое «обычное имя», практически не меняя собственных внешних признаков.

Нижний, предельно бытовой уровень имени – «мертвая голова», что соответствует очевидности, так как у живого человека, «живая голова» выглядит иначе. Применение такого имени известно из истории Второй мировой войны и каких-то дополнительных значений, оттого что оно принадлежало воинскому подразделению (дивизии), не имеет, согласно установленному самоназванию (т.е. имени). Но наиболее часто вид «мертвой головы» напрямую связывается, в современном русском языке, со словом «пираты», «пиратство», т.е. – с разбоем на море (на воде), что и определяет название их знаков как - «флаги». В языках разных народов для морских разбойников были применяемы свои прозвания (прозвища): «пират», «корсар», «буканир», «флибустьер», «капер», «приватир»[1] (отсюда «приватизация») и т.д. Традиционным флагом приватиров стало в XVII-XVIIIвв. полотнище с тринадцатью – «чертова дюжина», цветными полосами. Сами же грабители предпочитали называть себя «джентльменами удачи», как бы пытаясь прикрыться одним из имен благородного рыцарства.

Пиратский (от лат. pĕrātum- пропахать)[2] промысел был известен давно, но особое распространение он получил в XVI– XVIIвеках, в период зарождения капитализма в Европе. В те времена намерения грабителей выражались одноцветными флагами, с вполне ясным значением: красный обещал «пахоту» – «кровавого поля», желтый – жатву с «золотого поля» и черный - «земляного, траурного поля». В 17, а особенно в 18 веке на этих флагах появились более определенные символы, как правило, связанные с идеей (= формой) смерти, такие, как человеческий скелет, песочные часы (быстротечность времени, жизни), череп (человеческий) с двумя скрещенными костями или Смерть с косой, желтые флаги с черным черепом, красные флаги с желтым черепом. Пират Кук совершал нападения под желто-красным флагом. Шарп поднимал красный вымпел с разноцветными лентами. Робертс нес флаг с изображением вооруженного мечом разбойника, стоящего на двух черепах. Монбар-Уничтожитель держал черный флаг с черепом, перекрещенными костями и карточными тузами.

В 1723 году, когда в Ньюпорте на острове Род-Айленд было повешено множество пиратов, то к виселице прикрепили флаг созданный Тимоти Уилсоном. Описание тех времен представляет его как «Черный флаг с изображением Смерти, держащей Песочные Часы в одной руке, и Дротик, на который нанизано Сердце с тремя Каплями Крови на нем, в другой»[3]. Похожий флаг имел Эдвард Тич по прозвищу «Черная борода», убитый в 1718 году. ►

Те пираты, которых вешали в Ньюпорте, звали свой флаг «Старый Роджер» (Старый Негодяй), как называли дьявола в начале 18 столетия. На их языке (сленге) rogues(«негодяй») произносился как rogers.

За свой безукоризненный, сшитый у портного красный костюм французский пират Бартоломью Робертс получил кличку «веселый (= фр. joie) красный (= фр. rouge)».

◄ Флаг Бартоломью Робертса (1682-1722).

Однако самым популярным прозвищем пиратского флага, стало французское словосочетание «JolieRougere»-«Милый Красный», как имя красного флага, которым французские пираты показывали, что не будет дано никакой пощады. Выражение «Джолли Роджер»-«Веселый Роджер» (JollyRoger) вошло в морской словарь разноязыких матросов и стало напрямую связываться с широким – «веселым» оскалом человеческого черепа, хотя, возможно, правильнее было бы связывать известную форму со словами – фр. joierogner, веселый срезыватель, т.е. близкое к русскому «головорез». Воспетый же во многих романтических легендах и литературе «Веселый Роджер», судя по реальным свидетельствам, поднимался крайне редко[4].

Примером другого, высокого применения этого знака, является церковная и военно-церковная среда. В православной церковной иконографии человеческий череп имеет имя – Адамова голова (глава Адама) и начиная с 9 века, располагается под крестом и внутри горы.

Наиболее ранний христианско-военный знак, рассматриваемого здесь вида, принадлежал средневековому благородному рыцарскому «Ордену благой смерти» (1176 г.). Его преемниками стали в 1741 г. – прусский полк «Черных гусар» и в 1809 г. – брауншвейгский «Черный корпус», их общим знаком была – «Адамова голова», символ бессмертия[5].

 

В православной русской армии, преемственность церковно-военного духа благородного рыцарства – выражалась такими же знаками. 17-й Донской казачий генерала Бакланова полк имел особенный флаг, присвоенный ему ПВВ (Приказом по Военному Ведомству) № 285 от 1909 г. Флаг черный; на лицевой стороне белая Адамова голова (череп с костями) ►

и белая надпись славянской вязью полукругом: вверху – «ЧАЮ ВОСКРЕСЕНIЯ МЕРТВЫХЪ», внизу – «И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЂКА. АМИНЬ». На оборотной стороне в центре полотнища белая шифровка «17 п.»[6].

 

 

5гусарский  Александрийский полк имел неуставные эскадронные значки: 1-й эскадрон – 

весь черный, с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой серебряного гусарского галуна; 2-й эскадрон – весь черный, с серебряной Адамовой головой[7]. У них, «Бессмертных», «Гусар смерти», «Черных гусар», имевшим полковую «черную форму», головной убор и рядовых, и офицеров увенчивал череп со скрещенными костями[8].►

 

Как уже было сказано выше, принадлежность рассматриваемого знака к вооруженным отрядам (полкам, армиям и т.д.), не наделяет символ рыцарским значением – автоматически. Что связано с обязательной церковной принадлежностью страны, обязательной церковной принадлежностью вооруженного отряда и усвоенного за знаком имени (названия). Т.е. все указанные обстоятельства (окружение, среда) должны быть одинаковыми – равнозначными. Выпадение любого составляющего переводит знак в бытовое прочтение: смерть, мертвец. Так в ходе войны против Наполеона были организованы волонтерские воинские части и в 1808 г., в Испании был создан «Полк смерти»[9]. А с 1935 г., в Германии, такой же знак, с именем «Мертвая голова» (Totenkopf), был введен для подразделений СС, ведающих концлагерями. И с 1940 г. – стал знаком отборных частей СС – дивизий «Мертвая голова»[10]Во время второй мировой войны флаг с изображением черепа со скрещенными костями поднимали на подводной лодке, возвращавшейся на базу; он означал «противник уничтожен»; флаг иногда применяли и во времена Фолклендской войны и «Войны в заливе» в 1991 году[11]. Во второй половине ХХ века череп с дополнительными атрибутами (молния, крылья) стал применяться как эмблема различных «коммандос» и военизированных отрядов спецслужб США[12]

«Новое демократическое время», наступившее в России на лучшие человеческие чувства – рождает соответствующие видимые знаки «великой русской культуры», которые честно, без всякой мистики, предупреждают окружающих «Не лезь! Убьём!».

 

История русских знамен, как и всякая иная история, учит только тех, кто хочет у нее учиться и ничему не способна научить тех, кто хочет ей пользоваться по своему произволу. Такой подход обязательно обнаружится, кто бы и как бы его ни объяснял и не пытался узаконить. Наиболее ясным примером может служить история русского флага с трехцветым полем. Самым ранним и особым примером является флаг «Царя московского», который применялся Петром I в 1688-1693 гг., бывшим в то время еще  царем-соправителем (хотя и формально, но с братом Иоанном - до его смерти в 1696 г. ). Отсюда: бело-сине-красное полотнище с золотым (в прямой связи с царевым гербом того времени) двуглавым орлом в центре, это – знак «царя-соправителя».

Став единоличным правителем, Петр I отказался от этого символа и, полный знак «Царя московского» - был передан армейскому полку, с соответствующими месту дополнительными признаками: со щитом, знаменами, пушками и ядрами. Но, после того как в первые годы Северной войны (1700-1721гг.) знамя попало в шведский плен (под Нарвой в 1700г., хранится в Стокгольме)[13], в армии его (по понятным причинам) не восстанавливали.

И лишенное золотого царского орла трехцветное«поле», было названо «торговым». Это имя было дано речному флагу – в 1705 г. А в 1724 г. «торговое» имя усвоено и морскому флагу, который (как и речной) имел непривычный для России вид поля: три горизонтальные полосы – сверху: белая; в середине: синяя; внизу: красная. 

С таким строением и именем, флаг внесен в «Полное собрание законов Российской империи» и от петровских времен до 1917 г. – не менял: ни имени, ни строения поля. Чему немало свидетельств самого разного вида. Так, например, В.И. Даль в своем «Толковом словаре русского языка» отмечает, что флаг «торговый: белый, синий, красный, вдоль»[14]. Близкое имя мы встречаем в русской геральдике, в «Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи», начатом в 1797 году. В первой его части, № 113, о гербе Фалеева сказано: «…мачта с купеческим флагом». 

 

◄ И, наконец, в 1915 году, в «Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Российской Империи», на странице 7, флаг назван «Национальный и Коммерческий».

В иностранных таблицах судовых флагов того времени российский «торговый-народный» флаг входил в группу флагов определяемую как: merchant[15] (на английском) – купец, торговец. А однокоренное французское (а теперь уже как бы русское) слово меркантильный, объясняется как: «торговый и коммерческий (мелко-торговый)»[16].

В Апреле 1917 г., при Временном правительстве, Морской министр приказал «для отличия всех военных чинов Русского флота и Морского ведомства от матросов и администрации добровольного и коммерческого флотов» носить красный вышитый якорь на левом рукаве пальто, шинели, кителя или фланелевой рубахи.

 

 

Тем не менее в истории этого символа были и другие, не слишком известные прикладные (т.е. приложенные именно к этому трехцветному полотнищу) особенности. Особый случай (т.е. «не массовый, штучный, единичный») применения дополнительного знака, встречается в 1799-1867 гг., на флаге «Российско-американской компании». В то время существовало, не менее трех его разновидностей[17]. Его отличие от обычного торгового флага очевидно: «торговое поле» флага несло на себе российского орла черного цвета (в прямой связи с гербом того времени).

Еще одним особенным знаком является «Русский национальный флаг», предложенный в 1914 г. последним Государем Николаем II, русскому народу. В символике которого «торговое поле» должно было направляться целью: «богатство всей Российской земли» (Российская земля в поле богатства, в золотом поле). Но уже через месяц, 11 Сентября 1914 г., другим указом Государя предписывалось использовать «... исключительно бело-сине-красный флаг и не допускать подъема ... нового флага символа, содержащего в своем рисунке Императорский штандарт». 

И в следующем, 1915 г., в «Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Российской империи», приведен весь «торговый» набор узаконенных полотнищ и их знаков. В которых уже белое поле, со знаком «Российской земли», занимало «ведущее» (направляющее) место (в торговых отношениях с другими странами, так сказать – в торговых представительствах) на знаках «посланников и резидентов» и большее, чем «центральное» место – на знаке «чрезвычайного посла». Просто трехцветное «поле» без дополнительных знаков, как уже было сказано выше, сохраняло имя «национального и коммерческого» - до Февраля 1917 г. и «коммерческого» - при Временном правительстве.

Все эти знаки не применялись в «советское» время.

Еще одним особенным знаком, является «Самарское знамя», братский знак славянских народов.

П.В. Алабин.

Это боевое знамя постановила изготовить самарская городская дума 17 апреля 1877 года, по предложению гласного – Петра Владимировича Алабина. По эскизу местного художника Симакова, монахини самарского Иверского монастыря выполнили золотое шитьё, а на одной из лент, прикрепленных к знамени, вышили надпись: «Самара – болгарскому народу»[18] или «Болгарскому народу. 1876 г. Самара»[19]. Знамя имело трехцветное красно-бело-синее полотнище, в центре которого был вышит золотой крест с изображениями Иверской богоматери и, с другой стороны, Кирилла и Мефодия. Гласные городской думы Алабин и Кожевников отвезли готовое знамя в Плоешти, где стояли лагерем болгарские дружины. Дальнейший боевой путь знамени к победе - достаточно известен. Но для некоторых историков неочевидна связь между «цветами» Самарского знамени и словами - «братский знак славянскихнародов». Тем не менее такая связь существует.

                                                            

В болгарской книге-альбоме «Освобождение 1877-1878»[20], посвященной 100-летию освобождения от турецкого рабства, представлены достаточно разнообразные изобразительно-исторические свидетельства, рассказывающие об истории некоторых болгарских знамен. Наиболее раннее изображение красно-бело-зеленого знамени относится к сербскому восстанию против турок в 1862 г., в котором принимал участие отряд (легия) болгар, возглавляемый Георги Сава Раковски[21]. Из чего можно сделать вывод, что строение цветового «поля» Самарского знамени – было выполнено близко к этому образцу. Братским же для обоих народов, в данном случае, явился не «цвет», а «знак» - крест «греческой» (т.е. равносторонней) формы, в сердце которого – Богородица с младенцем Христом и Просветители славян, т.е. не вообще «христианские», а предельно «православные» изображения. После освобождения, в 1879 г., Болгария принимает другое - бело-зелено-красное «поле» флага, которое, по своему «строению» и цветовому содержанию, близко к российскому бело-сине-красному (торговому флагу). Но «таким же» - не является.

 

На этом «частичном совпадении» можно было бы и закончить сравнение русских и болгарских хоругвей, и прийти к очевидному выводу, что братское красно-бело-синее Самарское боевое знамя, торговый бело-сине-красный российский флаг и народный бело-зелено-красный болгарский флаг – в расположении цветовых полос, между собой напрямую не совпадают. Если бы не одно «но». В том же юбилейном альбоме «Освобождение 1877-1878», на странице 78, находится черно-белая гравюра с изображением как бы «самарского» знамени, но с верхней – белой полосой. Какому отряду принадлежало это боевое знамя? Какими были цвета его полос? Если его цвета были другими, то может быть оно было братским «Самарскому»?

 

 

Еще один «братский» флаг, имеющий и строение, и цвета русского торгового флага, но «в обратном» т.е. «в опрокинутом» виде – принадлежало народу Сербии, но, в то время, зависимому от Турции. Турцией же, в 1835 г. определялся и выбор цветов для зависимой славянской страны: «Высокая Порта предоставляет также сербскому народу трехцветный штандарт, верхняя часть которого будет красная; центральная – синяя, и нижняя – белая»[22].

С 1918 года Королевство сербов, хорватов и словенцев, а с 1929 года, как Королевство Югославия, имело сине-бело-красное полотнище. С 1945 года – Федеративная Народная Республика Югославия, а с 1963 года, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, также имела сине-бело-красное, близкое к «самарскому», поле. ▼

 

◄ А сербская Церковь в 1947 году, утвердила своей хоругвью трехцветное поле с Сербским православным крестом.

 

Начинать «новую» страницу в истории российских народов следовало бы и новыми знаками. Тогда все объяснения по их символике (= сложенности) могли бы быть приняты «на веру»: из-за отсутствия примеров для сравнения. Но если принимаются знаки уже известные в истории России, то объяснять их – «по-новому», это не столько неуважение истории, сколько демонстрация обычной (рядовой, ординарной) неграмотности, так называемых «специалистов» по символике или их самоуверенность, что им «все можно». Да, забравшись на «высокое» место, кое-что «можно», но далеко не «все». Нельзя идти против тех правил и традиций, которые установлены задолго до рождения нынешних «специалистов».

◄ В качестве совсем нового знака страны (земли, территории) правительством был установлен «красный щит с золотым двуглавым орлом», и какое-нибудь  полотнище (к знаменам, флагам и т.д.) в этой стране, должно бы иметь соответствующий вид. Но такого, как бы нового «гербового» флага - нет. ►

 

 

Перевод цветов нового знака российской страны в «поясное» (полосатое) поле, должно было дать следующий набор цветов:

верхняя полоса, по цвету главной фигуры – золотая;

средняя полоса, по цвету поля щита – красная;

нижняя полоса, по цвету фигуры с малого щита – серебряная.

◄ И такого нового полотнища, тоже – нет.

Зато есть знак с другим именем, продолжающим уже известную российскую традицию, бывший «торговый», «купеческий» и «коммерческий», стал «рыночным» (по имени экономики):

             

Видимые признаки условных (плоскостных, не живописных) полотнищ, читаются как:

Линии на поверхности полотнищ, по описанию считающимися «геральдическими», сохраняют геральдическое же (т.е. как на щитах) значение:

В приложении к образцам имеющим собственное имя, значения (названия) согласуются между собой, например: «младший (самый молодой, самый последний) штандарт испанского королевства»; или «флаг освобожденного (т.е. рожденного вопреки существовавших законов) Конго». Само собой разумеется, что оба случая предполагают их «второе» место, т.е. обязательное наличие «предшественника». Если же «предшественника» не было, то изменяется и прочтение,  например: «флаг младшего (самого молодого) городского района»; или «незаконнорожденный (т.е. рожденный не по законам – геральдики) флаг района» и т.д.

Новейшие попытки, совместить русскую, православную знаменную традицию с геральдическими правилами, дают иногда неожиданный результат. В первую очередь это связано с тем, что у полотнища – две стороны (поверхности), а у иконы и щита, как правило, – одна.

▲ Поэтому древние русские знамена не были «одного рисунка», т.е. рисунок не повторялся на другой стороне. За исключением стрелецких «крестовых» знамен, для рисунка которых поворот в другую сторону – ничего не менял. ▼

Рисунки икон в точности переносились с известных церковных образцов, поэтому возможность поворота каких-либо фигур в другую сторону, вряд ли могло иметь место.

Другое дело – геральдические правила, которые предписывали расположение различных фигур (и живых, и неодушевленных предметов) на щите так, чтобы и воин, и фигура на его щите – смотрели, как бы, в одну и ту же сторону. Это правило применялось и к знаменам, причем с такой последовательностью, которая изменяла и обязательный вид «герба».

▲ Такое расположение знаков заметно на прусских военных знаменах уже в 1410 году.

На русских военных знаменах такой же поворот знаков обнаруживается еще в 1807-09 гг. ▼

В 1797 г., императором Павлом I был установлен закон: «впредь знаменам и штандартам служить бессрочно». Эти слова воплощались в жизнь – буквально, т.е. на войну 1914-1918 гг., четыре полка русской армии ушли со знаменами, пожалованными их предшественникам - Павлом I[23].

Новейшее «геральдическое» движение, по «одариванию» каждого города и даже городского района – собственным геральдическим «гербом» и флагом, уже имеет свое лицо. Одним из самых известных проявлений «геральдического» движения является – «герб» и флаг города Москвы.

▲ Очевидно, что геральдическое правило для знаменных полотнищ – нарушено. Геральдически правильное изображение на флаге, должно бы выглядеть по-другому. ▼

Такое изображение не нарушает и древней русской православной традиции, поскольку (согласно установленным официальным законам) современная Россия и Москва нигде не записаны православными, а натуральное лицо изображенное на московском «гербе» и флаге – не является ни «святым» (по тексту тех же законов), ни «иконописным» (согласно церковному канону). А следовательно, не обязательно и применение только одного из двух возможных имен, которые уже несколько столетий равны в бытовом применении: Георгий = Юрий.

 


[1] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 182

[2] «Латинско-русский словарь» О. Петрученко, М., «Г.Л.К.», 2001, С. 456

[3] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 224

[4] Д. Фоли "Энциклопедия знаков и символов", М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 224

[5] «Военная униформа: Все страны мира» П. Канник, Спб., «Изд. «Полигон», 2002, С. 68

[6] «Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX – начала XX вв.» Шевяков Т.Н., Пархаев О.К., М., «И.-АСТ&И.-Астрель», 2002, С. 43

[7] Там же, С. 44

[8] «Из истории российского мундира» С.Д.Охлябинин, М., «ВЛАДОС», 1996, С. 405

[9] «Военная униформа: Все страны мира» П. Канник, Спб., «Изд. «Полигон», 2002, С. 168

[10] «Словарь международной символики и эмблематики» В.В.Похлебкин, М., Меж.нар. отношен., 1995, С. 508

[11] "Энциклопедия знаков и символов" Д. Фоли, М., ВЕЧЕ.АСТ, 1996, С. 224

[12] «Словарь международной символики и эмблематики» В.В.Похлебкин, М., Меж.нар. отношен., 1995, С. 509

[13] «Символы России» Соболева Н.А., Артамонов В.А., М., Панорама, 1993, С. 114

[14] ж/л «Наука и жизнь» №10 – 1988, С. 54

[15] «Краткий англо-русский и русско-английский словарь», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 129

[16] «Словарь иностранных слов», М., «Советская Энциклопедия», 1964, С. 399

[17] Ж/л «Америка» №421, декабрь 1991 г., С. 21

[18] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 68

[19] «Детская энциклопедия», Т. 7, М., Академ.Пед.Наук РСФСР, 1961, С.531

[20] «Освобождението 1877-1878», София, «Партиздат», 1978.

[21] Там же, С. 16

[22] «Флаги государств мира» К.А. Иванов, М., «Транспорт», 1971, С. 76

[23] «Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX – начала XX вв.» Шевяков Т.Н., Пархаев О.К., М., «И.-АСТ&И.-Астрель», 2002, С. 4

 
Back to top